Бокар Ринпоче

Чинрезиг, Господь Любви

точки зрения, у Ченрезига нет имени, но его обозначают именами в области относительного или буквального смысла. Эти имена являются вектором его сострадания, милости и силы пожеланий, которые он делает на благо существ. Таким образом повторение его имени передает эти качества его ума. Здесь заключается объяснение благотворной силы его мантры, являющейся также и его именем.

Как мы сами уподобляем себя собственному имени и становимся с ним одним, точно так же, на относительном уровне, мантра - тождественна божеству. Они составляют единую реальность. Когда декламируют мантру, в этом нет ничего, кроме самого божества. Декламируя мантру, прибегают к милости божества; визуализируя божество, получают ту же без какой-либо разницы благосклонность божества.

У мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ иногда бывают загадочные или фантастические переводы. Как мы только что сказали, это - просто одно из имен Ченрезига, помещенное между священными и традиционными слогами, ОМ и ХУНГ.

- ОМ выражает тело всех будд; этот слог - так же начало всех мантр;

- МАНИ значит на санскрите 'драгоценность';

- ПАДМЕ, санскритское произношение, или ПЕМЕ на тибетском значит

'лотос';

- ХУНГ выражает собой ум всех будд и часто им заканчиваются мантры. МАНИ подразумевает драгоценность, которую Ченрезиг держит в двух

центральных руках, а ПАДМЕ - лотос, который он держит во второй левой

руке. Произнося МАНИ ПАДМЕ мы называем Ченрезига через его атрибуты:

'тот, кто держит драгоценность и лотос.' 'Ченрезиг' или 'Драгоценный Лотос' - два имени одного и того же божества.

Когда мы декламируем мантру, мы по сути непрерывно повторяем имя Ченрезига. Само по себе это упражнение может выглядеть странным. Предположим, что есть человек по имени Сонам Тсерин, и мы беспрестанно повторяем его имя на манер мантры: Сонам Церин, Сонам Церин, Сонам Церин и так далее. Это покажется весьма странным и без сомнения бесполезным. Если, с другой стороны, декламация мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ и имеет значение, то потому, что данная мантра насыщена милостью и силой ума Ченрезига, который сам собирает собой милость и сострадание всех будд и бодхисаттв. С такой точки зрения, мантра наделена способностью очищать наш ум от завес, покрывающих его. Мантра открывает ум любви и состраданию и ведет его к пробуждению.

Раз божество и мантра - по сути одно, это значит, что можно декламировать мантру не обязательно делая при этом визуализацию. Проговаривание тем не менее сохраняет свою эффективность.

Подлинные свойства каждого из шести слогов мантры объясняются многими соответствиями.

Сперва, давайте рассмотрим то, что каждый слог дает нам возможность закрыть дверь мучительного перерождения в одном из шести миров, составляющих циклическое существование:

- ОМ закрывает дверь перерождения в мире богов (девав),

- МА, дверь к миру полубогов (асуров),

- НИ, дверь в человеческий мир,

- ПАД, дверь мира животных,

- МЕ, дверь мира голодных духов (прет),

- ХУНГ, дверь миров ада.

Каждый слог далее рассматривается обладающим действительным очищающим эффектом:

- ОМ очищает завесы тела,

- МА очищает завесы речи,

- НИ очищает завесы ума,

- ПАД очищает завесы тревожащих эмоций,

- МЕ очищает завесы скрытого обусловливания,

- ХУНГ очищает завесы, утаивающие знание.

Каждый слог - сам по себе молитва:

- ОМ молитва, адресованная к телу будд,

- МА молитва, адресованная к речи будд,

- НИ молитва, адресованная к уму будд,

- ПАД молитва, адресованная к качествам будд,

- МЕ молитва, адресованная к активности будд,

- ХУНГ собирает милость тела, речи, ума, качеств и активности будд.

Шесть слогов соответствуют шести парамитам, шести трансцендентальным совершенствам:

- ОМ соответствует щедрости,

- МА, этике,

- НИ, терпению,

- ПАД, усердию,

- МЕ, концентрации,

- ХУНГ, мудрости.

Шесть слогов также связаны с шестью буддами, возглавляющими шесть семейств будд:

- ОМ соответствует Ратнасамбхаве,

- МА, Амогхасиддхи,

- НИ, Ваджрадхаре,

- ПАД, Вайрочане,

- МЕ, Амитабхе,

- ХУНГ, Акшобхье.

Наконец, их связывают с шестью мудростями:

- ОМ = мудрость безмятежности,

- МА = мудрость активности,

- НИ = мудрость рожденная из самой себя,

- ПАД = мудрость дхармадхату,

- МЕ = различающая мудрость,

- ХУНГ = мудрость подобная зеркалу.

В Тибете, мантра Ченрезига проговаривается каждым. Ее популярность и простота, вовсе не убавляют ее величия, но скорее придают ей еще большую ценность. Это выражено забавной поговоркой:

В начале, не страдаешь от незнания ее,

Второе, не гордишься знанием ее,

Последнее, не боишься забыть