Бокар Ринпоче

Чинрезиг, Господь Любви

опять же, откладывает, чтобы поиграть с третьей, и так далее. У него полно игрушек, но он не беспокоится на счет возможности поиграть со всеми сразу. Он знает, что они здесь, но одной игрушки довольно, а когда она наскучит, он может взять другую.

Медитация Ченрезига во многом аналогична. Сначала визуализируют лицо, или одну руку, украшение, цвет, а когда уму надоело, переходят к другой детали. Тогда ум чувствует большую легкость, наделенную свободой передвижения, и лишенную веса, превышающего его способности. Это - очень хороший метод овладения медитацией.

В противном случае, рискуют приступить к визуализации в беспокойстве и с напряжением: 'Я просто должен визуализировать не забывая ничего - ни тела, ни цветов, ни атрибутов; пусть руки остаются на своем месте, равно как и ноги, и сверх того, мне нельзя выпускать лицо из виду, когда я размышляю о лотосе или четках...' Такая задача покажется совершенно ошеломляющий, вы будете полностью обескуражены еще даже не начав!

Предположим, что перед вами ставят множество задач, которые вы должны выполнять одновременно. Вы не знаете за что взяться; начиная одно, вы беспокоитесь о неспособности сделать другое. Вы думаете: 'Я никогда не справлюсь с этим. У меня нет времени, необходимого на все это. Это невозможно!' Вам будет не легко с таким чувством, будто вы взвалили непомерную ношу на свои плечи. Но вам и не обязательно подступаться к медитации с такой же тяжестью в уме.

Делая визуализацию, у нас имеется некоторая пластичность и способность решать, что мы можем или не можем сделать; ведь именно наш ум думает таким образом. И напротив, когда мы желаем получить совершенную визуализацию, а потом, не будучи способными достигнуть этого, мы восстаем против самих себя или отчаиваемся, то это как и прежде наш ум создает эти проблемы. Ум сам творит себе свободу или трудности в зависимости от его подхода к вещам.

Надо обладать искусством верно направлять ум и знать, как непринужденно и легко медитировать, на подобие того, как маленький ребенок играет с тем, что подходит ему в удобное ему время. Для него это не сложно и его ничто не беспокоит. Мысли, которые обычно волнуют нас, могут быть успокоены применением такого отношения. Если же, напротив, мы фиксируемся на идее о том, что должны не забыть 'это' и не пропустить 'то', мы лишь добавляем новых беспокойств к старым и новое напряжение с нашему старому. Но не в этом цель медитации.

МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ

Медитация Ченрезига состоит из четырех частей:

- Вступление

- Фаза построения

- Фаза завершение

- Заключение

Вступление

Вступление к медитации включает две части: принятие прибедища и развитие ума пробуждения. То и другое декламируется в одном и том же стихе, который повторяют три раза:

САНГ ГЬЕЙ ЧУ ДАНГ ЦОК КЬИ ЧОК НАМ ЛА

ЧАНГ ЧУБ БАР ДУ ДАУ НИ КЬЯБ СУ ЧИ

ДАГ ГИ ДЖИН СОК ГЬИ ПЭЙ СО НАМ КЬИ

ДРО ЛА ПЕН ШИР САНГ ГЬЕЙ ДРУБ ПАР ШО

Пока не достиг просветления, я принимаю прибежище

В Будде, дхарме и возвышенной сангхе.

Благодаря заслуге, зарождаемой практикой щедрости и других совершенств,

Пусть я реализую пробуждение ради блага существ.

Первые две строки относятся к принятию прибежища; две следующие строки - к зарождению ума пробуждения.

Принятие прибежища может совершаться двумя способами: без или с визуализацией.

В первом случае, просто думают, что все будды и бодхисаттвы все время присутствуют здесь и что мы отдаем себя их опеке.

Во втором случае, визуализация отличается от визуализации 'дерева прибежища', используемой в частности в подготовительных практиках, когда представляются сразу множество различных фигур: лам, йидамов, будд, текстов дхармы, представителей сангхи, и защитников. Метод, применяемый в медитации Ченрезига, называется 'традицией драгоценности, которая собирает все места прибежища в себе.' Здесь визуализируется только Ченрезиг и мы отдаем себя его опеке. Думаем, что Ченрезиг соединяет в себе источник ламы, линию лам, а также прочие места прибежища, будд, бодхисаттв, йидамов и так далее.

В обоих случаях мы не принимаем прибежища лишь для себя, но представляем, что прибежище принимается вместе со всеми существами вселенной до тех пор пока каждый не придет к пробуждению.

Второй аспект развития ума пробуждения подразумевает, что на пороге

медитации мы задаем своему уму правильное направление. Мы думаем: 'Я делаю эту практику, чтобы получить способность освободить всех живых существ от страданий самсары. После того как я достигну состояния Ченрезига, я буду постоянно работать на благо существ, как он теперь.'

Фаза построения

Фаза