Шри Рамана Махарши

Весть истины

Путей, ведущих к Само-осуществлению? Не легче ли почитать Бхагавана во всем, с чем бы ни столкнулся 'ум', нежели искать Супраментальное(5) посредством ментального исследования 'Кто я' ?

---------------------------------------------------------------------------

(5) То есть превосходящее мысль, лежащее за пределами

мысленных форм.

М. Да, но когда вы видите Бога во всем, думаете ли вы о Боге или нет?

Чтобы видеть Бога вокруг себя, вы должны, конечно, думать о Боге.

Сохранение Бога в вашем уме становится медитацией, или дхьяной,

а дхьяна является стадией, предшествующей Осуществлению. Осуществление

может быть только Самости и в Самости. Оно не может быть отдельным от

Самости, и дхьяна должна предшествовать ему. Делаете ли вы дхьяну на Боге или на Самости, это не важно, ибо цель одна. Какие бы средства вы ни

использовали, вам не уйти от Себя, от Самости. Вы хотите видеть Бога

во всем, но не в себе? Если всё это есть Бог, то разве вы не включены в это всё?

Будучи Богом, стоит ли удивляться, что всё есть Бог? Этот метод рекомендуется в Шри Бхагаватам, а где-нибудь предлагается и другими. Но даже для

этой практики здесь должен быть видящий или мыслящий . Кто он?

У. Как увидеть всепроникающего Бога?

М. Видеть Бога значит БЫТЬ Богом. Не существует 'всего' отдельно от Бога, ибо Он проникает все.

Только Он, на самом деле, ЕСТЬ .

~~~~~~

У. Можем ли мы читать Гиту время от времени?

М. [Это следует делать] всегда.

У. В чем связь между джняной и бхакти?

М. Вечное, непрерывное, естественное Состояние пребывания в Самости есть джняна. Чтобы пребывать в Самости, вы должны любить Самость. Поскольку Бог воистину есть Самость, то любовь к Самости есть любовь к Богу, и это есть бхакти. Таким образом, джняна и бхакти -- одно и тоже.

У. Когда я призываю имя Господа, выполняя нама-джапу в течение часа и более, то впадаю в состояние, подобное глубокому сну. При пробуждении я вспоминаю, что моя джапа была прервана, и начинаю снова.

М. 'Подобное глубокому сну' - это верно. Это естественное состояние, но сейчас вы связаны с эго, а потому пологаете6 что естественное состояние - нечто , прерывающее вашу работу. Поэтому вы должны повторять это переживание до тех пор, пока не осознаете, что оно есть ваше естественое состояние. Тогда вы обнаружете, что сама джапа является посторонней, но она все еще будет продолжаться автоматически. Ваше нынешнее сомнение вызвано отождествлением себя с умом, выполняющим джапу. Цель джапы -- привязать ум к одной мысли, чтобы исключить все другие, и она ведетк дхьяне, которая завершается Само-осуществлением, или джнаной.

У. Как мне следует проводить нама-джапу?

М. Нельзя произносить Имя Бога механически и поверхностно, без чувства глубочайшей преданности. Упоминая Имя Господа, должно призывать Его, тоскуя и безоговорочно отдавая себя Ему. Только после такой само-отдачи Имя Бога будет постоянно с вами.

У. В чем же тогда необходимость исследования, или вичары?

М. Само-отдача может иметь действие лишь тогда, когда она выполнена с полным полниманием смысла действительной само-отдачи. Такое понимание приходит только после исследовария и размышления и неизменно закарчивается само-отдачей. Не существуетразличия между джняной и абсолютной отдачей себя Господу в мысли, слове и деле. Чтобы быть полной , само-отдача должна быть несомненной, и преданный не может торговаться с Господом или требовать Его благосклонности. Такая полная само-отдача охватывает все: это есть Мудрость -- джняна и Бесстрастие -- вайрагья, Преданность и Любовь.

V

САМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

У. Не растворят ли смерть индивидуальность человека таким образом, чтобы перерождение стало невозможным, как у рек, которые вливаясь в океан, утрачивают свою индивидуальность?

М. Когда воды океана испаряются и в виде дождя возвращаются на землю, то они снова текут в образе рек и впадают в океан. Точно так же индивидуальности в состоянии глубокого сна теряют свою отделенность, но тем не менее возвращаются как особи в соответствии с их санскарами, или прошлыми тенденциями. То же происходит и в смерти, когда индивидуальное бытие человека не утрачивается благодаря санскарам.

У. Как это происходит?

М. Посмотрите, как снова вырастает дерево, у которого обрублены ветви.

До тех пор, пока корни остаются неповрежденными, дерево будет продолжать расти. Подобным образом и санскары, которые только рогружаются в Сердце со смертью, но не погибают, служат причиной нового рождения дживы в соответствующее время.

У. Как могут бесчисленные дживы и обширная вселенная,