Шри Рамана Махарши

Весть истины

точке зрения. Например, ворона, слон, змея - все они используют один орган для двух альтернативных целей. Одним глазом ворона осматривает обе стороны; для слона хобот служит одновременно рукой и носом, а змея одинаково хорошо видит и слышит глазами. Скажете ли вы, что ворона имеет глаз или глаза, а хобот слона явл. рукой или носом, или назовете глаза змеи ее ушами - это означает одно и то же. Подобно этому для человека , достигшего Само-осознания - джняни, глубокий сон-бодрствование или бодрствование-глубокий сон или сновидения-глубокий сон, сновидения-бодрствование -- все одно и то же состояние.

У. Но мы должны иметь дело с физическим телом в физическом , бодрствующем мире! Если мы глубоко заснем во время работы или попытаемся работать во время сна, то робота пойдет не проавильно.

М. Глубокий сон не явл. неведением, он есть чистое состояние человека,

а бодрствование не явл. знанием, оно - неведение. Есть полное сознание

в глубоком сне и полное неведение в бодрствовании. Ваша настоящая

природа перекрывает оба эти состояния и простирается вне их.

Самость превосходит как знание, так и неведение. Состояния глубокого

сна , сновидений и бодрствования явл. лишь формами, проходящими перед

Самостью и развивающимися независимо от того, осознаете вы их или нет.

Состояние джняни таково, что в нем проходят состояния самадхи, бодрствования, сновидений и глубокого сна, подобно тому как волы движутся, останавливаются или распрягаются в то время, когда пассажир спит. Эти ответы соответствуют лишь точке зрения невежественного - аджняни, так как в противном случае такие вопросы не возникнут.

У. Конечно, они не могут возникнуть у Самости. Кто бы тогда спрашивал?

Но , к несчастью, я еще не осознал Самость!

М. Это как раз и явл. препятствием на вашем пути. Вы должны отделаться от идеи, что вы аджняни и еще не осознали Самость. Вы есть Самость.

~~~~

Было ли время, когда вы не осознавали эту Самость?

У. Итак, мы должны экспериментировать в глубоком сне-бодрствовании... или в фантазии?

М. (Смеется).

У. Я придерживаюсь того мнения, что физическое тело человека, погруженного в самадхи в результате непрерываемого 'созерцания'* Самости, может стать по этой причине неподвижным. Оно может быть активным или нет, но ум, установившийся в таком 'созерцании', не будет затронут движениями тела или чувств, не будет и беспокойства ума , являющегося предтечей физической деятельности. В то же время др. человек , возражая, доказывает, что физическая деятельность, несомненно, препятствует самадхи или непрерывному 'созерцанию'. Каково мнение Бхагавана? Вы есть живое доказательство моего утверждения.

----------------------------------------------------------------------------

* Слово 'созерцание' часто используется по отношению к ментальным процессам, выполняемым с усилием, тогда как самадхи лежит за пределами усилия. Однако на языке христианского мистицизма 'созерцание' - постоянно используемый синоним самадхи, и именно в этом смысле здесь употреблено данное слово.

М. Вы оба правы: вы говорите о сахаджа нирвикальпа самадхи, а другой - о кевала нирвикальпа самадхи. В последнем случае ум жив, но погружен в Свет Самости (поскольку в глубоком сне ум находится в темноте неведения), и субъект проводит различие между самадхи и деятельностью после выхода из самадхи. Более того, активность тела, органов познания, жизненных сил, ума и внимание к объектам явл. препятствием для устремленного к постижению кевала нирвикальпа асмадхи.

В сахаджа самадхи, однако, ум растворен в Самостии утрачен. Следовательно, различий и препятсвий, отмеченных выше, здесь не существует. Активность такого Существа подобна кормлению спящего ребенка, воспринимаемому наблюдателем, но не самим субъектом. Путешественник , глубоко спящий в движущейся повозке, не осознает ее движения, поскольку его ум погружен в темноту. В то же время сахаджа-джняни не осознает своих телесных активностей, ибо его ум мертв, будучи растворен в экстазе Чидананды (Блаженства Самости).

Для большей ясности различия между глубоким самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи можно таблицы, как это сделано Шри Бхагаваном: сном, кевала нирвикальпа

представить в форме

-----------------------------------------------

Глубокий | Кевала нирвикальпа

сон | самадхи ---------------------------

| Сахаджа нирвикальпа

| самадхи

(1) Ум жив | (1) Ум жив | (1) Ум мертв

(2) погружен в | (2) погружен в Свет

темноту |

забвения | | (2) растворен в

| Самости

|

| (3) подобен ведру, привязан- | (3) подобен реке, впа-

| ному