Шри Рамана Махарши

Весть истины

учеников, он на самом деле искал

Кришну (Себя) внутри, полностью забыв тело и продолжая говорить только о Кришне. Я сомневаюсь, что работа может быть без ущерба предоставлена самой себе. Не следует ли уделять частицу внимания и работе тела?

М. Самость (ваша Истинная Природа) охватывает все. Разве вы в стороне от Самости? Или работа может продолжаться без Самости? Самость явл. всеобщей, а поэтому все действия будут происходить в любом случае - стараетесь ли вы изо всех сил заниматься имим или нет. Работа будет идти сама. Так и Кришна сказал Арджуне, что ему не нужно винить себя в убийстве Кауравов - они уже убиты Богом. Это не ваша задача решаться на работу и беспокоиться о ней - нужно только выполнять волю Высшей Силы.

У. Но ведь работа может пострадать, если я не слежу за ней.

М. Слежение за Самостью и означает слежение за работой. Вы думаете, что работа сделана вами, потому что отождествляете себя с телом. Но тело

и его активность , включающая эту работу, не отделены от Самости.

Ведь вы не следите за своими шагами, когда куда-то направляетесь, но через некоторое время вы у цели. Ходьба продолжается без вашего слежения за ней. Точно так же дело обстоит и с др. видами работы.

У. Тогда это напоминает поведение лунатика.

М. Напоминает сомнамбулизм? Совершенно верно. Если мать ночью кормит крепко спящего ребенка , он ест так же хорошо, как и при полном бодрствовании, но наутро убежден, что ночью не ел, так как не осознавал производимого им действия. Тем не менее , действие происходило. Или, например, путешественник, едущий в телеге, засыпает. Волы движутся, останавливаются, их распрягают по дороге. Путешественник не знает всего этого, но после пробуждения оказывается в др. месте. Поездка закончилась, хотя он находился в блаженном неведении относительно всех событий в пути. Подобное происходит и с Самостью человека. Вечно бодрсвующая Самость сравнима с путешественником, спящим в телеге. Бодрственное состояние это есть движение волов, а самадхи - их неподвижность (потому что самадхи означает бодрствующий сон - джаграт-сушспти, то есть человек осознает действие, но не заинтересован в нем - волы запряжены, но не движутся). Глубокий сон - распрягание волов, ибо это отвечает полному прекращению активности, соответствующему освобождению волов от упряжи.

Возмем еще пример с кинотеатром. При показе кинофильма картины действия проецируются на экран, но движущиеся изображения не задевают и неизменяют экрана. Зритель смотрит на них , а не на экран. Изображения не могут существовать отдельно от экрана , однако сам экран игнорируется. Точно так же Самость явл. экраном, на котором наблюдаются картины, действия и т.п. Человек осознает последние, но не осознает неотемлемого первого. Тем не менее мир изображений не находится в стороне от Самости, и, осведомлен ли человек об экране или нет, действия будут продолжаться.

У. Но ведь в кинотеатре есть механик?

М. Да, но кинопоказ выполняется бесчувственными материалами. Источник света, кинокадры, экран и т.п. - всё это не чувствующее, и потому нужен киномеханик, чувствующий деятель. С др. стороны, Самость есть абсолютное Сознание и, следовательно, замкнута, не требует дополнений. Не может быть оператора, отдельно от Самости.

У. Я не путаю тело с оператором машины, а скорее имею в виду слова

Кришны в 61-м стихе XVII главы Гиты:

'Господь в Сердце каждого существа пребывает,

о Арджуна,

Как на(гончарном) колесе вращая все существа силой Своей майи'.

М. Функции тела, включающие необходимость оператора, рождены в уме, а поскольку тело есть джада, или не чувствующее, то чувствующий управляющий необходим. Кришна говорил, что Бог пребываетв Сердце ка Владыка индивидуальных душ - джив, потому что люди думают, что они явл. дживами. На самом деле не существует ни джив , ни Владыки, внешнего по отношению к ним, ибо Самость все заключает в СЕБЕ. И экран в кинотеатре, и изображения на нем, зритель, актеры, киномеханик, освещение, само здание кинотеатра и все прочее есть ОНА. То, что вы смешиваете свою Сущность, Самость с телом, представляя себя актером, напоминает ситуацию, когда зритель в кинотеатре, вживаясь в фильм, представляет себя актером. Представте себе актера, у которого вы вы осведомляетесь, может ли он играть без подмостков! То же самое и в случае с человеком, думающим, что его действия отделены от Самости.

У. С др. стороны , это похоже на приглашение зрителю действовать в кинокартине. Итак , мы должны познать глубокий сно-бодрствование!

М. Действия и состояния всегда соответствуют какой-то определенной