Шлахтер

Психодинамика колдовства

том, в чем действительно разбирается, хотя бы приблизительно. А между тем, теша бесполезными речами тщеславие собст­венного ума, он упустил редкостную возможность узнать действительно что-то стоящее от подлинного человека си­лы, в обществе которого провел чуть ли не целый день. И так поступило бы подавляющее большинство нормальных людей, окажись они на месте бедняги-журналиста. Нам ка­жется, эта история в комментариях не нуждается.
Теперь вкратце рассмотрим взаимные связи различных областей человеческого сознания (на схеме дона Хуана эти связи обозначены линиями). Итак, воля непосредственно связана с четырьмя важнейшими психическими сферами, как это показано на схеме. С пятой же сферой, то есть с ре­чью, она взаимодействует только через интеллект. Это и понятно, ибо обычная человеческая речь есть его выраже­ние. Между тем, разум связан с тремя основными областями сознания через волю. И это тоже понятно, ибо фиксации человеческого ума на чем-либо всегда предшествует волевой посыл. Правда, возможны и прямые связи интеллекта с ощущением, сновидением и видением (на нашей схеме эти связи показаны пунктиром, ибо дон Хуан их вовсе не обо­значил). Но они по-настоящему налажены лишь в психике человека силы, сканера, мага.
Прямой контакт разума с ощущением вооружает мага возможностями необычного восприятия, - скажем, способ­ностью видеть без помощи глаз: рукой, затылком, коленом -да чем угодно. Налаженная связь интеллекта со сном реализуется в осознанных сновидениях, которым в последние го­ды посвящено столько книг. .Связь разума с областью видения, или не-концептуального восприятия, лежит в основе почти что всех невербальных гипнотехник и магических психотех­ник.
Что же касается речи, то в принципе и ее можно связать напрямую с психическими областями, образующими на схеме лона Хуана треугольник. Однако это касается лишь истинной или объективной речи, имеющей очень мало об­щего с нашим обиходным средством общения с остальными двуногими, то есть с речью субъективной. Позже мы еще вернемся к этому вопросу.
Как вы, наверное, помните, дон Хуан добавил к своей схеме еще две точки, седьмую и восьмую, которые назвал соответственно тоналем и пагвалем, но категорически отка­зался их обсуждать. По нашему мнению, тональ — это пол­ный внутренний образ человека, или наше индивидуальное самоощущение и скрытая оценка результата взаимодействия всех наших субличностей в тот или иной момент нашей жизни; иначе говоря, это - то, кем мы себя чувствуем, ощу­щаем во всей своей многообразной целостности. Одновре­менно тональ есть и то, как воспринимают нас окружающие, что они видят и чувствуют, когда общаются с нами. Наш тональ имеет скверное свойство со временем портиться. А потому его следует по возможности беречь и периодически восстанавливать.
Что же касается нагваля, то бессмысленно пытаться объ­яснить это явление при помощи нашего субъективного язы­ка, а другим мы покуда не располагаем. Можно лишь мета­форически пояснить, что нагваль есть то, чего в нас нет. Это - как бы тень, некая потенциальная наша возможность, ко­торая постепенно может в нас проявиться. Нагваль — это то самое недостающее звено, которое необходимо обрести, чтобы совершить любое магическое действие. Устремляясь к невозможному, мы ищем нагваль.
Теперь мы можем вернуться к методам работы с сознани­ем, уже более четко представляя, на что именно ориентирован каждый из них. Мы даже готовы сделать небольшую ус­тупку вашему уму, постоянно требующему, как вы уже поня­ли, четкой системы во всем, что он пытается воспринять. Чтобы его ублажить, годится в принципе любая схема. Но, раз уж мы однажды использовали ту, что предложил дон Хуан Матус, то нам будет проще придерживаться ее и в дальнейшем.
Итак, сектор сознания номер один, воля. Поскольку эта важнейшая психическая сила, делающая в буквальном смыс­ле человека человеком, является в нашей психической кон­струкции центральной, то есть соединяет и поддерживает все прочие области сознания, а также координирует их со­вместную работу, то все реальные психотренинги в той или иной степени ее затрагивают. Однако мы выделяем в специальную группу волевых те из них, что непосредственно нацелены на развитие психической силы человека, на ее восстановление, сохранение и накопление. Собственно, в предыдущих главах мы уже предложили вашему вниманию ряд таких упражнений. Теперь попробуем их систематизировать. 
Все виды