Неизвестен

Катехизис (глава 1)

как святые во всех литургических традициях Церкви.

61

Бог подготавливает Свой народ Израиль

После патриархов Бог подготовил Израиль к тому, чтобы он был Его народом, спасая его от египетского плена. Он заключил с Израилем завет (союз) на горе Синай и дал ему через Моисея Свой закон, чтобы Израиль признал Его и служил Ему как единому Живому и Истинному Богу, Отцу - Промыслителю и Праведному Судии, а также чтобы ожидал Его как обещанного Спасителя.

62

Израиль - священнический народ Божий, на котором 'имя Господа нарицается' (Втор 28,10). Это народ 'первых, к кому были обращены слова Господа' народ 'старших братьев' в вере Авраамовой.

63

Через пророков Бог образует Свой народ в чаянии спасения, в ожидании нового и вечного Завета, предназначенного всем народам и написанного на сердах их. Пророки возвещают коренное искупление народа Божия, очищение его от всех его измен', спасение, которое будет простираться на все народы. Прежде всего нищие и смиренные в Господе станут носителями этой надежды. Святые женщины, такие как Сарра, Ревекка, Рахиль, Мариам, Девора, Анна, Иудифь и Есфирь, сохранили живой надежду на спасение Израиля. И Пречистая среди них - Мария.

64

III. Иисус Христос, 'Посредник и Полнота всего Откровения'

Бог все сказал в Слове Своем

'Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне' (Евр 1,1-2). Христос, Сын Божий, ставший человеком, есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого. Св. Иоанн Креста, вслед за многими другими, сказал об этом в ярких словах, комментируя Послание к Евреям (Евр 1,1-2):

65

'Поскольку Он дал нам Своего Сына, который есть слово Его, у Бога нет иного слова, которое Он дал бы нам. Он разом все сказал нам в этом Едином Слове (...); ибо все, что Он частично говорил пророкам, Он сказал во всей полноте в Сыне Своем, дав нам Все, что есть Его Сын. Вот почему тот, кто хотел бы вопросить Его сегодня или пожелал бы видения или откровения, не только совершил бы безумие, но оскорбил бы Бога, не направив взор свой единственно на Христа, ища чего-то другого или нового'

Другого Откровения не будет

'Христианское домостроительство, будучи Новым и окончательным Заветом, никогда не кончится, и не надо ожидать, стало быть, никакого нового всеобщего откровения вплоть до пришествия во Славе Господа нашего Иисуса Христа'. И всетаки, если Откровение и завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию; христианской вере предстоит на протяжени веков проникать постепенно в глубины его смысла.

66

В ходе веков бывали откровения, называемые 'частными', некоторые из них были признаны Церковью. Они, тем не менее, не принадлежат к залогу веры. Их роль - не 'улучшить' и не 'дополнить' окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху. Под руководством Учительства Церкви интуиция верующих умеет отличить и принять то, что в этих откровениях этих составляет истинный призыв Христа или святых Его, обращенный к Церкви.

Христианская вера не может принять 'откровений', претендующих превзойти или исправить Откровение, завершение которого - Христос.

Подход некоторых нехристианских религий, а также некоторых недавно возникших сект, основывается именно на таких 'откровениях'.

67

КОРОТКО

Из любви Бог открыл и даровал Себя человеку. Таким образом Он дает окончательный и полный ответ на вопросы о сути и цели жизни, которые человек задает себе.

68

Бог открыл Себя человеку, постепенно сообщая ему Свою тайну словами и действиями.

69

Помимо свидетельства о Себе, которое Бог дает Своими творениями, Он явился Сам нашим прародителям. Он говорил с ними, и, после падения их, обещал им спасение и предложил им завет с Ним.

70

Бог заключил с Ноем вечный завет между Собою и всеми живыми существами. Завет этот будет длиться, пока существует мир.

71

Бог избрал Авраама и заключил завет с ним и его потомками. Из этого потомства Он образовал Свой народ и открыл ему через Моисея Свой Закон. Через пророков Он подготовил его к принятию спасения, предназначенного всему человечеству.

72

Бог открыл Себя во всей полноте, послав Своего собственного Сына, в Котором Он установил Завет навсегда. Сын есть окончательное Слово Отца, так что после Него не будет другого Откровения.

73

Статья вторая

Передача Божественного Откровения

Бог