Неизвестен

Катехизис (глава 1)

и движемся и существуем...' (Деян 17, 26-28).

Но эта 'глубинная и жизненная связь человека с Богом' может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, 'забота века сего и обольщение богатством', дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека - грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова.

29

2123

398

'Да веселится сердце ищущих Господа' (Пс 105, 3) [1]. Если человек может забыть или отвергнуть Бога, то Бог не устает призывать каждого человека искать Его, чтобы человек жил и обрел счастье. Но поиски эти требуют от человека всех усилий разума, прямоты воли, 'прямоты сердца', а также свидетельств других людей, которые учат его искать Бога.

30

2567

845

368

'Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих: человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе'.

II. Пути к познанию Бога

Созданный по образу Божию, призванный знать и любить Бога, человек, Бога ищущий, открывает для себя 'пути', ведущие к познанию Бога. Их называют также 'доказательствами существования Бога' - не в том смысле, который вкладывают в это слово естественные науки, но в смысле 'совпадающих и убедительных аргументов', позволяющих достигнуть настоящего убеждения.

Эти 'пути' приближения к Богу отправной точкой своей имеют творение: материальный мир и человеческую личность.

31

Вселенная. Исходя из движения и становления, целесообразности, порядка и красоты мира, можно познать Бога как первопричину и цель Вселенной.

32

54

337

Святой апостол Павел говорит о язычниках: 'Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны'. (Рим 1, 19-20).

И святой Августин: 'Вопроси красоту земли, вопроси красоту моря, вопроси красоту воздуха, плывущего и рассеивающегося, вопроси красоту неба (...) - вопроси все сущее. Все отвечают тебе: 'Смотри, мы прекрасны'. Вся красота эта есть исповедание. Кто создал красоту эту, подверженную изменениям, если не Прекрасный, не подверженный изменению'?

Человек: со своей открытостью истине и красоте, своим нравственным чувством, своей свободой и голосом своей совести, своим устремлением к бесконечному и к счастью, человек вопрошает себя о существовании Бога. Сквозь все это он различает знаки своей души, своей духовности. 'Зерно вечности, которое он несет в себе самом и которое не может быть сведено к одной только материи', - его душа не может иметь иного начала, как в одном Боге.

33

2500

1730

1776

1703

366

Мир и человек свидетельствуют о том, что они не несут в себе самих ни своей первопричины, ни своей конечной цели, но что они имеют удел в Сущем, не имеющем ни начала, ни конца. Так, этими разнообразными путями, человек получает доступ к познанию существования реальности, которая является первоисточником и конечной целью всего и 'которую все зовут Богом'.

34

199

Возможности человека делают его способным познать существование Бога личностного. Но чтобы человек смог войти в глубину Его, Бог пожелал открыть Себя ему и даровать ему благодать способности с верой принять это откровение. Тем не менее, доказательства существования Бога могут располагать к вере и помогать увидеть, что вера не противоречит человеческому разуму.

35

50

159

III. Познание Бога согласно учению Церкви

'Святая Церковь, Матерь наша, верит и учит, что Бог, начало и конец всех вещей, может быть определенно познан естественным светом человеческого разума на основании сотворенного'. Без этой способности познавать человек не смог бы принять Откровение Божие. Человек обладает этой способностью потому, что он создан 'по образу Божию'.

36

355

Однако в исторических условиях, в которых человек находится, ему очень трудно познать Бога одним лишь светом своего разума:

37

1960

Хотя разум человеческий действительно,