Неизвестен

Катехизис (глава 1)

погребен,

сошел во ад,

в третий день воскрес из мертвых,

восшел на небеса,

восседает одесную Бога

Отца Всемогущего

и оттуда придет

судить живых и мертвых.

Верую в Святого Духа,

святую Вселенскую Церковь,

общение святых,

прощение грехов,

воскресение тела,

жизнь вечную.

Аминь. Верую во единого Бога

Отца Всемогущего,

Творца неба и земли,

видимого всего и невидимого,

И во Единого Господа

Иисуса Христа,

Сына Божия Единородного,

от Отца рожденного

прежде всех веков,

Бога от Бога,

Света от Света,

Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, несотворенного,

единосущного Отцу,

через Которого все сотворено.

Ради нас, людей,

и ради нашего спасения

сошедшего с небес,

и воплотившегося от Духа Святого

и Марии Девы,

и ставшего Человеком;

распятого за нас при Понтии Пилате,

страдавшего и погребенного,

воскресшего в третий день

по Писаниям,

восшедшего на небеса

и сидящего одесную Отца.

Вновь грядущего со славою

судить живых и мертвых,

и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого,

Господа Животворящего,

от Отца и Сына исходящего;

Которому вместе с Отцом и Сыном

подобает поклонение и слава;

Который вещал через пророков.

И во единую Святую Вселенскую

и Апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение

во отпущение грехов,

Ожидаю воскресения мертвых,

и жизни будущего века.

Аминь.

Второй раздел

Христианское исповедание веры

Символы веры

Тот, кто говорит: , - говорит: . Общение в вере нуждается в общем языке веры, нормативном и всех объединяющем в одном и том же исповедании веры.

185

Апостольская Церковь с самого начала выражала и передавала свою веру сжатыми, нормативными формулировками. Но уже в очень ранний период Церковь пожелала также собрать основополагающие элементы своей веры в упорядоченных и сжатых изложениях, предназначенных прежде всего для готовящихся к принятию крещения:

186

Этот синтез веры составлен не на основе людских суждений; но из всего Писания отобрано самое главное, чтобы дать полностью единственное вероучение. И, как горчичное семя в самом малом зерне содержит великое множество ветвей, так и это сжатое изложение веры заключает в нескольких словах все знание истинного благочестия, содержащееся в Ветхом и Новом Завете

Эти синтезы веры принято называть , потому что они сжато излагают веру, которую исповедуют христиане. Их называют - по их обычному первому слову. Их называют также .

187

Греческое слово симболон означало половину разбитой или сломанной вещи (например, печати), которую предъявляли как опознавательный знак. Две половинки соединялись, чтобы удостоверить личность предъявителя. Таким образом, символ веры - знак опознания и общения верующих. Симболон означает также сборник, коллекцию или перечень содержания. Символ веры есть сборник главных истин веры. Из этого и следует занимаемое им место первой и основной точки опоры вероучительства.

188

Первое совершается во время крещения. - это, прежде всего, крещальный символ. Поскольку крещение дается (Мф 28,19), истины веры, исповедуемые при крещении, представлены в соответствии с их отношением к трем Лицам Пресвятой Троицы.

189

Поэтому Символ веры разделен на три части: . Это .

190

. Согласно древней традиции, засвидетельствованной еще св. Амвросием, принято насчитывать двенадцать членов Символа веры: тем самым число апостолов символизирует апостольскую веру в целом.

191

Многочисленны были на протяжении веков, в ответ на запросы разных эпох, исповедания или Символы веры: Символы различных апостольских и древних Церквей, символ 'Quicumque', называемый Символом св. Афанасия, исповедания веры некоторых Соборов (Толедского, Латеранского Лионского, Тридентского); либо некоторых Пап, как, например, или Павла VI (1968).

192

Ни один из символов веры, возникших на различных этапах жизни Церкви, не может считаться устаревшим и ненужным. Они сегодня помогают нам постичь и углубить веру всех времен с помощью разнообразных ее изложений.

Среди всех Символов веры, два занимают совершенно особое место в жизни Церкви:

193

Апостольский Символ веры, называемый так потому, что он обоснованно считается верным изложением апостольской веры. Это древний крещальный Символ Римской Церкви. Его большой авторитет основывается на том, что .

194

Никео - Константинопольский Символ веры обладает высоким авторитетом в силу того, что он возник в итоге двух первых Вселенских соборов (325 и