Неизвестен

Катехизис (глава 1)

христианина верить в Бога неотделимо означает верить в Того, Кого Он послал, в 'возлюбленного Сына Его, в Котором Его благоволение' (Мк 1,11); Бог велел нам слушать Его. Сам Господь сказал Своим ученикам: 'Веруйте в Бога и в Меня веруйте' (Ин 14,1). Мы можем верить в Иисуса Христа, потому что Сам Он - Бог, Глагол Воплотившийся: 'Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил' (Ин 1,18). Поскольку Он 'видел Отца' (Ин 6,46), Он один знает Его и один может открыть Его.

151

Верить в Духа Святого

Нельзя верить в Иисуса Христа, не причаствуя Духу Его. Это Дух Святой открывает людям, Кто есть Иисус. Ибо 'никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым' (1 Кор 12,3). 'Дух все проницает, и глубины Божий (...) Божиего никто не знает, крому Духа Божия' (1 Кор 2,10-11). Один только Бог знает Бога полностью. Мы верим в Духа Святого, ибо Он есть Бог.

Церковь не перестает исповедовать свою веру во единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого.

152

III. Характеристики веры

Вера - благодать

Когда св. Петр исповедует, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Иисус отвечает ему: 'не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах (Мф 16,17). Вера - это дар Божий, внушенная Им сверхъестественная добродетель. 'Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Духа Святого, Который трогает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает 'усладу уразумения всем, принимающим истину и верующим в нее'.

153

Вера - человеческое деяние

Верить возможно только благодатью и внутренней помощью Святого Духа. Тем не менее правда, что вера есть истинно человеческое деяние. Ни человеческой свободе, ни разуму человеческому не противоречит доверие Богу и приятие открытых Им истин. И в отношениях между людьми не противоречит нашему собственному достоинству поверить в то, что другие люди говорят о себе и своих намерениях, и доверять их обещаниям (как, например, когда мужчина и женщина вступают в брак), чтобы таким образом вступить во взаимное общение. Тем менее противоречит нашему достоинству 'в вере обнаружить полную покорность нашего разума и воли Богу, дарующему Откровение' и так войти в тесное общение с Ним.

154

В вере разум и воля человека сотрудничают с Божественной благодатью: 'Веровать есть дело разума, принимающего Божественную истину по повелению воли, движимой Богом посредством благодати'.

155

Вера и разум

Мотивом веры не является то, что богооткровенные истины в свете нашего природного разума воспринимаются нами как понятная нам правда. Мы верим 'по причине власти Самого Бога, Который открывается и Который не может ни заблуждаться, ни нас ввести в заблуждение'. 'Тем не менее, для того, чтобы наше послушание в вере соответствовало разуму, Бог постановил, чтобы внутренняя помощь Духа Святого сопровожадалась внешними доказательствами Откровения' Поэтому чудеса Христа и святых, пророчества, распространение и святость Церкви, ее плодоносность и прочность - 'верные знамения Откровения, приспособленные ко всеобщему разумению', 'дающие основания верить', показывающие, что согласие в вере - 'отнюдь не слепое движение духа'.

156

Вера более конкретна, чем любое человеческое знание, ибо она основана на самом Слове Божием, которое не может солгать. Конечно, богооткровенные истины могут показаться неясными человеческому разуму и опыту, но 'уверенность, которую дает Божественный свет, больше той, которую дает свет природного разума'. 'Десять тысяч трудностей не составляют одного сомнения'.

157

'Вера стремится понять': от веры неотрывно желание верующего лучше знать Того, на Кого он возложил свое упование, и лучше понимать, что он открыл; более глубокое познание, в свою очередь, вызовет большую веру, все более и более пламенеющую любовью. Благодать веры открывает 'очи сердца' (Еф 1,18) живому разумению содержания Откровения, то есть всего Божественного Промысла и тайн веры, их связи друг с другом и со Христом, центром богооткровенной тайны. 'Но для более глубокого уразумения Откровения, Дух Святой непрестанно совершенствует веру Своими дарами'. Согласно определению св. Августина: 'Я верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы лучше верить'.

158

Вера и наука. 'Хотя вера стоит выше разума, между ними не может быть истинного разногласия. Бог, открывающий тайны и сообщающий веру, даровал человеческому духу свет разума; Бог не может отрицать Себя Самого, а истина