Павел Андреевич Гросс

Афро-Карибская магия. За гранью невозможного.

(153 млн. голов крупного рогатого скота в 1992),

мясо-шерстное

овцеводство (19,5 млн. голов). Морское и речное рыболовство. В

лесах заготовки

хвойной древесины, сбор сока гевеи, карнаубского воска,

бразильских орехов. Длина

железных дорог 32 тыс. км, автодорог 1,7 млн. км, внутренних

водных путей св.

31 тыс. км (1989). Тоннаж морского торгового флота 9,9 млн. т

дедвейт (1992).

Крупные морские порты: Рио-де-Жанейро, Сантус, Риу-Гранди,

Паранагуа,

Порту-Алегри, Тубаран, Сан-Себастьян. Экспорт: готовые изделия и

полуфабрикаты тяжелой и легкой промышленности, кофе, железная

руда, соя-

бобы, табак, сахар. Основные внешнеторговые партнеры: США, страны

ЕЭС,

латиноамериканские страны, Япония, Канада. Денежная единица

крузейро, реал.

*****************************************************************

**********

**

Зомбирование.

'Самое худшее - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это были

глаза мертвеца,

но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому

лицо было

страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. К этому

моменту я

уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного

человеческого опыта,

что на мгновение полностью отключился

и подумал, вернее, почувствовал: 'Великий Боже, может, все это

невероятное -

правда...'

Так описывает в своей книге 'Таинственный остров' ее автор Уильям

Сибрук

встречу с самым зловещим созданием среди всех загадочных существ,

порожденных миром сверхъестественного, - гаитянским зомби.

Зловещая свадьба

Участь зомби ужасна - это автомат без разума, обреченный жить в

полусне

тяжелого физического труда. Он способен двигаться, есть, слышать,

даже

говорить, но не помнит свое прошлое и не осознает настоящее. Без

проблеска

узнавания зомби может смотреть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо

родного дома. Не призрак, но и не живое существо, он, по сути

дела, ходячий

мертвец, помещенный, может быть, навечно в пограничную зону между

жизнью

и смертью. С помощью колдовства их телам придают видимость жизни,

а лишая

души и разума, фактически обрекают на смерть. Они - порождение

бокоров,

гаитянских колдунов, исповедующих религию вуду - уникальную смесь

верований

африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев.

Зора Херстон, американская писательница, приводит историю,

рассказанную ей

матерью умершего мальчика. В ночь после погребения семья была

разбужена

громким плачем, доносившимся из спальни. Оказалось, что сестра

услышала на

улице пение и шум, а затем узнала голос брата. Выглянув в окно,

домашние

увидели зловещую процессию, медленно бредущую по улице. В конце

ее был

похороненный накануне мальчик. 'Но таков был ужас, внушаемый

зомби, что

даже мать не отважилась выйти на улицу и попытаться спасти его, -

пишет

Зора Херстон. - Вскоре процессия скрылась из виду. После этого

ночного кошмара

сестра мальчика сошла с ума'.

Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук.

Молодая

девушка по имени Камилла вышла замуж за некоего Мэтью Тусселя. В

первую

годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это

событие.

Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В

торжественно

убранной, но освещенной только свечами комнате кроме них было еще

четверо

гостей в вечерних туалетах. Однако никто из них не поздравил

Камиллу. И

вообще гости вели себя довольно странно: сидели молча со

скорбными лицами.

Мэтью извинился за них перед женой, пообещав, что после застолья

мужчины с

ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно

напряженным.

Она перевела взгляд на сидевших за столом и внезапно увидела, как

неподвижные

пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого на

скатерть

льется вино. Тогда молодая женщина схватила стоявший в стороне

подсвечник и

поставила его в центр стола. Только теперь она обнаружила, что

сидит в

компании с четырьмя трупами. В панике Камилла бросилась наверх и

заперлась в

своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но женщина упорно

отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от

пережитого

кошмара, а ее муж уже на следующий день уехал с Гаити.

Возникает вопрос: насколько достоверны подобные истории? Но

католические и

протестантские священники на Гаити приводят собственные

свидетельства,

которым трудно не верить. Например, как они сами собственными

глазами

видели покойника,