Павел Андреевич Гросс

Афро-Карибская магия. За гранью невозможного.

или храм, находившийся в нескольких милях от Абомея,

мы нашли

пустым. Он представлял собой небольшой сарай. Перед ним у

огромного дерева с

окрашенным белым стволом стоял небольшой красный котел. У храма

полукругом лежали сухие пальмовые орехи со странной резьбой.

Здесь можно было

увидеть круги, треугольники, квадраты и даже пятиконечную звезду.

Я насчитал

шестнадцать таких орехов, а позднее узнал, что то были

шестнадцать знаков

Ахо, божества мудрости,

Прямо над входом висела пеньковая веревка с нанизанными на нее

пальмовыми

листьями. То был символ К'по - божества леопарда, священного

животного

Дагомеи. Пока мы, наполовину скрытые кустами, рассматривали храм,

на

площадку перед входом ввели под руки человека. Он был явно в

невменяемом

состоянии. На поднятом к небу лице застыло выражение экстаза.

Толстые губы

были сложены в блаженную улыбку, и, хотя глаза его были открыты,

он явно не

воспринимал окружающего. Пока он стоял перед храмом, его

поддерживали за

руки.

Вскоре из храма вышел человек. С его бритой головы свисал пучок

волос с

воткнутыми в него перьями. Я понял, что это жрец. Он склонился

над котлом и

бросил в него какой-то порошок. Затем туда же последовало и

несколько листьев

из висевшего на его поясе мешка.

Ни этот порошок, ни листья не коснулись даже губ человека,

поддерживаемого

двумя ассистентами, но было видно, как тело его на глазах

крепнет. Жрец еще

стоял перед ним, когда из-за кустов на поляну потянулась цепочка

местных

жителей, и они начали в медленном ритме танцевать вокруг них, то

сужая, то

расширяя круг.

Так продолжалось несколько минут. Затем человек зашатался, и его

под руки

отвели в храм. Жрец фетиша и два его помощника скрылись, а за

ними

последовали танцоры. Церемония была короткой, а Нгамбе объяснил

мне, что

тот человек уже <готов>. Я понял его слова так, что он уже

подготовлен для

последующего обряда. Мне казалось, что он находился под

воздействием

наркотика и был не в состоянии воспринимать окружающее.

И снова я не могу утверждать, было ли его состояние результатом

действия

наркотика или гипноза. Нгамбе объяснил мне, что мы были

свидетелями обряда

очищения перед вступлением в брак, для того чтобы в детей этого

человека не

мог вселиться злой дух.

Основу культа вуду, или товодан, как он сперва назывался,

составляет вера в силу

фетиша. Верующие полагают, что знахари имеют власть над фетишами,

а

последние могут безраздельно овладеть человеком, в теле которого

они найдут

прибежище.

В ранние годы Дагомеи культ вуду был известен как акводан, культ поклонения

мертвым. Мир мертвых делился на две группы. В одну входили предки

живущего,

а в другую - все остальные умершие, в том числе и его враги. По

местным

поверьям, в течение нескольких месяцев после смерти человек

сохраняет свою

личность и даже свое имя. В это время, в особенности если

погребальный обряд

по каким-либо причинам задерживается, дух умершего представляет

большую

угрозу живущим, ибо может завладеть духом живого человека и

приобрести

полную власть над ним или его духом.

Вся обрядовая практика вуду, которая вызывает такой страх у

жителей

западного полушария, основана на вере в то, что колдуны,

господствуя над

душами мертвых, могут использовать свою власть для осуществления

своих

злобных намерений.

У негров Дагомеи культ мертвых принял своеобразную форму. Нгамбе

- один из

жрецов фетишей, с которым я за время пребывания в Абомее сошелся

довольно

близко, рассказал мне, что ритуалы вуду основаны на вере в то,

что духи мертвых

после их смерти еще долго витают в районе могил и могут проникать

в тело

другого человека. Тогда беды не миновать.

Имеются также и духи другого рода, которые, согласно рассказам

Нгамбе, могут

свободно покидать тело своего владельца и причинять вред людям

самыми

разнообразными способами. Но с этими духами колдуны справляются

без особого

труда. Каждый житель Дагомеи носит сделанный жрецом фетиша амулет

как

знак личной защиты от странствующих духов. Над дверями хижин в

дагомейских

деревнях нередко можно увидеть куски цыплят или мясо других

домашних

животных, прибитые в качестве фетишей к стене дома для защиты

хозяев от

злых духов.

*****************************************************************

**********

*

каннибализму.

История Африки.

Хоминиды, жившие приблизительно