Неизвестен

Грани Агни Йоги Том I (Часть 1)

и природе своей им созвучно и сродно. Плотное вибрирует на плотное,

тонкое на тонкое и огненное на огненное. Только мысль над тремя, если огненна. Потому

даже уничтожение физического тела не уничтожает ни тонкое, ни огненное, равно как

тонкого – огненное. Огненное неуничтожимо, ибо бессмертно. Оно так же эволюционирует,

как и все прочие тела, как и все в мире. Оно есть в каждом, но ступени развития его очень

различны. Сознанием, точнее осознанием, можно его пробудить к активному выявлению.

Для этого прежде всего надо понять, что мы существа огненные. Огненность организма

усматривается во многих его функциях, например, передача импульса мысли по нервам при

движении тела, или работа его органов, или теплота тела, или зачатие жизни, пульсация

сердца – все это явления огненного порядка. Огненность можно усилить в себе

напряжением психической энергии. Вдохновенный труд напрягает ее. Всякое вообще

напряжения организма есть усиление активности огненной энергии. Можно даже

представить себе себя существом огненным, властно распоряжающимся всеми своими

низшими оболочками, которые беспрекословно подчиняются воле, являющейся огненным

началом в человеке. Огонь любит признание, то есть осознание его в себе. Запас Агни

хранится в Чаше и сохраняется в ней и после освобождения духа от всех временных

оболочек – телесной, астральной и ментальной. Все огненное в человеке бессмертно, но

смертны проводники, через которые проявляется огненное начало. Безудержное и

бесконтрольное пылание изнашивает оболочки, оно также способствует и расточению Агни.

Одни действия собирают и аккумулируют огонь, другие его расточают. Граница тонка.

Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство, уныние, жалобы,

страсти, волнения – расточители его. Равновесие, спокойствие, мужество, бесстрашие,

стойкость и прочие качества духа – накопители Агни. Между двумя полюсами

положительных – накопляющих и отрицательных – расточающих качеств духа колеблется

людское сознание, примыкая или тяготея более к тому или другому. Лишь воля может

удержать дух у полюса Света, ибо без Агни – тьма. Цель жизни земной человека – Агни

умножить, запасы его накопив и удержав их в форме утверждаемых и утвержденных

качеств. Качества духа есть фиалы живого огня, кристаллы которого отлагаются в Чаше.

Утверждение качеств в себе есть утверждение своей огненной сущности и ярый процесс

оформления огненного тела. Этот процесс важнее всех прочих. Он важнее всех физических

упражнений, всех астральных эмоций и чувств, интеллектуальных накоплений, ибо с

утвержденными качествами духа, уявленными в виде отложений кристаллов огня, возможно

вступление в высшие огненные сферы, и притом вступление или поднятие сознательное, в

то время как все прочие достижения на планах, им соответствующих, право на вход не

дадут. И часто блестящий земной ум, но не вооруженный нужными качествами духа, в мире

надземном вынужден будет остаться внизу, тогда как человек, не блиставший при жизни

ничем, но многие качества в себе утвердивший, поднимается в сферы огня легко и свободно.

Потому наинужнейшее есть утверждение качеств. Процесс этот возможен при всяких

условиях жизни, везде и всегда. Качества духа в себе утверждая, Свет утверждает в себе

человек.

1960 г. Сент. 5. Монолитность действия, выраженная символом единорога, означает,

что сердце, чувства и мысли вибрируют в одном ключе. Так же и каждое качество духа всю

свою силу может вызвать лишь в монолитности своего выражения, когда весь микрокосм

человека звучит по тональности качества. Возьмем качество спокойствия. Спокойно сердце,

чувства, мысли, спокойно тело и все его движения. Спокойствие может быть уявлено при

самом страшном напряжении. Именно надо оттенить понятие спокойствия напряженного.

Его антиподом будет напряжение суетливости, беспокойства, нервозности и нервных

движений. Полезно порой вызвать перед собою антипод утверждаемого качества для того,

чтобы мрак оттенил и усилил явление света по закону контраста. Так можно представить

перед собою двоих: одного, овладевшего качеством спокойствия во всех своих оболочках и

дающего полноту выражения этого качества в одном ключе для всего своего микрокосмоса,

и другого, являющего полную распущенность беспокойства и суетливости и всего, что несет

за собою отсутствие спокойствия. Спокойствие есть сила собранных в фокус огней.

Спокойствие полного покоя и спокойствие крайнего напряжения близки по духу. Когда

указывается