Рамеш С Балсекар

Сознание говорит

могло произвести такое многообразие и в то же время быть тем же самым, что Сознание присутствует в миллиардах существ и в то же время в каждом из них оно является таким отличным, таким отдельным, что нет и двух одинаковых людей, даже отпечатки пальцев различны, частота пульса различна, тембр голоса различен. Так что понимание состоит в осознавании того, что в этом разнообразии присутствует Единство, которое имманентно.

Единичность многообразия проявленного мира

Не могли бы вы разъяснить мне слово «единичность», что оно обозначает? А также «прана», жизненная сила. Вы говорите о ней только как о дыхании, это все?

Да, прана – это дыхание.

А слово единичность?

Я использую слово единичность, чтобы указать на то, что это ни дуальность, ни недуальность. Дуальность и недуальность являют собой противоположные и взаимосвязанные аспекты. Единичность – это концепция, слово, но что я подчеркиваю в отношении единичности – это то, что она никоим образом не связана с взаимосвязанными противоположностями, дуальностью и недуальностью.

Не могли бы вы рассказать о единичности? Использовал ли Нисаргадатта это слово?

Нет. «Unicity» – это английское слово. Но то, что он имел в виду, это единичность. Это слово использовал покойный ныне писатель по имени Вей Ву Вей. Он не употреблял слова «ноумен» и «феномен», они использовались намного раньше. Я думаю, слово «unicity» создал именно он. Мне нравится оно, и я свободно использую его без чьего-либо разрешения.

Но почему «единичность» («unicity»)? Почему не «единство» («unity»)?

Единство предполагает дуальность. Единичность, хотя и является также концепцией, дает идею о том, что двух быть не может. Все, что может быть – это Сознание. Таким образом, Единичность или Сознание порождает дуальность, отождествляясь с каждым отдельным существом с тем, чтобы этот процесс «наблюдающего и объекта наблюдения», лила, мог продолжаться.

Взаимосвязанность проявленного

Есть такая дзенская поговорка: «Если несешь воду, неси воду».

Да. Как сказал один мастер дзен: «Если ты желаешь просветления, пойди и помой посуду». То есть, когда вы моете посуду, не делайте это просто руками, в то время как ум будет блуждать повсюду.

С обидой.

Это не мытье посуды. Мудрец в работе и жизни относится с уважением и доверием к природе и к человеческой природе, невзирая на войны, революции, голод, рост преступности и всевозможные ужасы. Его не волнует идея первородного греха, как и нет у него ощущения, что существование, сама самсара, является бедствием. Его понимание основано на той предпосылке, что если ты не можешь доверять природе и другим людям, ты не можешь доверять самому себе.

Без этого основополагающего доверия, доверия к функционированию Тотальности, всей системы природы, мы просто-напросто парализованы. В конечном итоге это не вопрос о вас с одной стороны и доверии к природе с другой. В действительности это вопрос осознавания, что мы и природа едины и являем собой один и тот же процесс, мы не являемся отдельными сущностями. Вы не можете выпустить нечто одно, не нарушая всей системы в целом.

Другими словами, вселенная являет собой органический процесс, основанный на взаимоотношениях, а не какой-то механизм. Она ни в коей мере не схожа с политической или военной иерархией, в которой есть верховный главнокомандующий. Это многообразное, многомерное переплетение алмазов, каждый из которых содержит отражения всех остальных камней. Так была описана вселенная. Каждый алмаз – это вещь-событие, и между одной вещью-событием и другой нет никакой преграды. Во вселенной все взаимопроникаемо и взаимозависимо. Поэтому китайцы говорят: «Сорви травинку и ты сотрясешь вселенную».

Основным принципом этого органического взгляда на вселенную является то, что космос присутствует в каждой частице, и каждая точка может рассматриваться как центр. Совершенное понимание – это как бы направление света прожектора широким лучом на всю вселенную в ее функционировании с тем, чтобы показать ее как гармонию хитроумных переплетений. В то время как видение в узком луче света расщепленного ума иллюзорного отдельного существа дает представление лишь о каждой части в отдельности, фрагмент за фрагментом и приводит к выводу, что вселенная представляет собой некий клубок конфликтов. Широкая перспектива, широкий охват, «прожекторное освещение», являющееся совершенным пониманием, дает видение вещей такими, как они есть.

Рождение и смерть – это не что иное, как соединение и распад,