НЛРерих

Древние легенды

свои периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.

Среди млечного пути звезд рождение и смерть миров вечно следует

одно за другим правильной чередой в торжественном шествии Космичес-

кого Закона. Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса - о ве-

ликом космическом ритме Бытия и Небытия.

Тайна вторая

ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА (ПАРАБРАМАН)

Ты познал тайну о великом Космическом Ритме. Ты теперь

знаешь о вечной смене циклов Вселенной. Ты захочешь уз-

нать и дальнейшее:

Что же устанавливает длительность этих периодов?

Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из

Небытия?

Слушай, что расскажет об этом легенда.

В древнеиндусской книге "Вишну-Пурна" есть такое место: "Не бы-

ло ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Еди-

ного, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман".

Вспомним такие фрагменты из первой легенды, в которых говорится

о "Едином в его дыхании без вздоха" и о "Нерушимом Вечном Дыхании,

не знающем себя".

Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пралайи, когда все

сущее растворилось в небытие, все же остается существовать нечто

Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная При-

чина Бытия, который после Махи Пралайи вызовет появление Вселенной.

Так же как после потухания огня, после его растворения в небитие

остается "принцип огня", который делает возможным повторное прояв-

ление огня, вызывающее его к бытию. Этому великому божественному

принципу или закону в легендах дано название - "Парабраман" - То,

что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана-Космоса.

Это Единое и Бесконечное Начало существует от Вечности, являясь

пассивным либо активным в регулярной и гармонической последователь-

ности. При начале периода деятельности совершается распространение

этого Божественного Начала - и видимый мир является конечным ре-

зультатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных

в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состо-

янию, происходит сокращение Божественного Начала и предыдущее сози-

дание постепенно и последовательно растворяется. В другой Древней

Книге об этом сказано так: "Выдыхание непознаваемого Начала рождает

мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается

извечно, а наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не

имеющих ни начала, ни конца."

Эта величественная причина всего сущего легендами древности по-

лагалась в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому

Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими

каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это великое по-

нятие один из гимнов Абсолюту-Парабраману:

Ты - Един, начало всех чисел и основа всех построений.

Ты - Един, и в тайне Твоего Единства теряются мудрейшие

из людей, ибо они не знают его.

Ты - Един и Твое Единство никогда не умаляется и никог-

да не расширяется и не может быть изменено.

Ты - Един, но не как элемент исчисления, ибо Твое Един-

ство не допускает умножения, изменения или формы.

Ты - существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не

может существовать с Тобой.

Ты - существуешь прежде всех времен и вне всякого мес-

та.

Ты - существуешь и Твое существование так глубоко и

сокровенно, что никто не может проникнуть в Твою Тайну и от-

крыть ее.

Ты - жив, но вне времени, которое можно установить или

знать.

Ты - живешь, но не силою духа или души, ибо Ты есть сам

Душа всех Душ!

Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий Веч-

ный Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческо-

го понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и

уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нем не-

возможны. Так Сократ неизменно отказывается обсуждать тайну Мировой

Сущности. Абсолют есть Беспредельность, поэтому всяческие суждения

о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и красота

Беспредельности не укладывается ни в нашем ограниченном представле-

нии, ни в наших терминах, и должны оставаться в пределах Несказуе-

мого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей

Тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные

аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Кос-

моса.