НЛРерих

Древние легенды

притягивало пространственную мысль - они начинали слышать Голос

Безмолвия... "Было время, когда не было н и ч е г о!"

Об этом времени повествуется в гимнах Риг-Вед, в одном из древ-

нейших памятников мировой литературы. Вот фрагмент одного из этих

гимнов:

Ничто не существовало: ни ясное Небо, ни величья свод,

Над Землею простертый. Что же покрывало все?

Что ограждало? Были ли то бездонные глубины вод?

Не было смерти и бессмертия не было. Не было границ

между днем и ночью. Лишь Единый в своем дыхании без

вздохов, и ничто другое не имело бытия. Царил мрак,

и все было сокрыто изначала в глубине мрака - Океана

бессветного.

О том же говорит отрывок из еще более древней "Книги Лзиан": Не

было ничего. Едина Тьма наполняла Беспредельное все. Не было време-

ни, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности. Не было

Вселенского Разума, ибо не было существ, чтобы вместить его. Не бы-

ло ни Безмолвия, ни звуков, ибо не было слуха, чтобы ощутить его.

Не было ничего, кроме нерушимого вечного дыхания, познающего сеья.

Лишь единая форма существования, беспредельная, ьесконечная, бесп-

ричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений: жизнь

бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенной.

В этих двух фрагментах древнейшей запечатленной мысли челове-

ческой говорится о времени, когда Космоса еще не было, когда "ничто

не существовало". Значит, когда-то было начало Вселенной. А если

было начало, то должен быть и конец. Ведт все, что рождается, долж-

но умереть. Если было время, когда Космоса не было, то придет час,

когда его снова не станет.

И легенды утверждают, что Космос рождается к бытию, существует

определенное ограниченное время, а затем снова растворяется в небы-

тие. В сказаниях древней Индии период существования Космоса назван

"Веком Брамы" или "Великой Манвантарой". Для выражения длительности

этого периода в нашем исчислении требуется 15 цифр. И хотя Космос

существует на протяжении столь невообразимо долгого времени, что

оно кажется нескончаемым, все же это время ограничено - наша Все-

ленная не вечна.

Столько же времени продолжается и "Великая Вечность Небытия",

названная "Маха (великой) Пралайей", то есть всемирным растворени-

ем. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической жизни, к

новому веку Брамы. Так продолжается без начала и конца чередование

великих периодов Жизни и Смерти Космоса. В сменяющихся циклах Бытия

и Небытия - Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появле-

нии и исчезновении Миров - и вечна в целом. Число Манвантар беспре-

дельно - никогда не было первой Манвантары, так же как никогда не

будет последней.

Великий Космос проявляется к жизни и растворяется в небытие со-

вершенно так же, как рождается и умирает микрокосмос - человек.

Аналогия здесь полная . Она распространяется и дальше. Как человек

каждуб ночь испытывает "малую смерть", засыпая и просыпаясь утром,

также бывает "Ночь" Вселенной, когда умирает только все живущее, а

весь мир не исчезает, но остается в спящем состоянии. На "Утро" же

все снова оживает. Это повторение периодов сна и бодрствования в

Космосе можно сравнить со сменой зимы и лета в природе.

В терминологии древнеиндусской философии период космической де-

ятельности Вселенной, когда "Космос бодрствует", когда все сущее

живет, назван "ДНЕМ БРАМЫ" или малой Манвантарой. А то время, когда

Космос "спит", названо "НОЧЬЮ БРАМЫ" или малой Пралайей. Говорится,

что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда

лет; столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Но-

чей Брамы составляют один Год Брамы, а сто годов Брамы - уже извес-

тный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического календаря!

Чередование активности и пассивности в Космосе отражается в пе-

риодичности всех проявлений природы. Во всем можно различать Ман-

вантары и Пралайи. От мельчайших явлений до смены миров можно ви-

деть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в

ритме дыхания; ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи

- так же как фазы Луны и чередование времен года. Рождение и смерть

всего живого посторяется вечно. Природа как и весь Космос проявляет

себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета

Земля, солнечная система, Вселенная в целом - все в Космосе имеет