Говард Лавкрафт

Вне времени

мумию и цилиндр. Тогдашний

хранитель музея Шикман сам отправился в Вальпараисо и зафрахтовал шхуну,

чтобы поехать и осмотреть склеп, где нашли мумию, но это путешествие

оказалось напрасным. Когда судно дошло до указанного места, там не было

ничего, кроме морских волн, и искатели поняли, что те же теллурические

силы, которые вытолкнули остров на поверхность, теперь снова погрузили его

в темные океанские глубины, где он прятался неисчислимые тысячелетия.

Теперь уже никто никогда не раскроет тайну того неподвижного люка.

Однако мумия и цилиндр были куплены. Мумия была помещена в витрину в

зале древностей музея в ноябре 1879-го.

Кэбот Музей - археологический, специализирующийся на остатках

неизвестных цивилизаций. Это небольшое учреждение, не касающееся чистого

искусства. Оно мало известно широкой публике, но весьма уважаемо многими

специалистами всего мира. Кэбот Музей расположен в элегантном квартале

Бичер Хилл, в Бостоне, в старинном частном отеле, к которому добавили еще

одно крыло. До того как страшные недавние события обеспечили ему печальную

славу, музей был гордостью респектабельных соседей.

Зал мумий находился в западном крыле дома (построенного в 1819 году)

на втором этаже и, по мнению большинства историков и антропологов,

содержал самую замечательную в Америке коллекцию такого рода. Там были

экземпляры типично египетского бальзамирования, начиная с самых древних

образцов Саккара до последних коптских седьмого века; мумии других

цивилизаций, в особенности образцы доисторических индейцев, недавно

найденные на Алеутских островах; муляжи жертв Помпеи, сделанные путем

заливки гипса в пустоты, оставленные телами в лаве; естественные

мумифицированные трупы, найденные в рудниках или пещерах во всех частях

света. Некоторые были застигнуты смертью в гротескных позах и еще

сохранили на лице выражение немого ужаса. Одним словом, тут было все, что

может содержать коллекция такого рода. В 1879 году она, конечно, не была

столь полной, как сегодня, но даже тогда она считалась замечательной. И

эта неизвестная мумия, найденная в циклопическом склепе на эфемерном

островке, больше всего привлекала посетителей.

Это была мумия мужчины среднего роста, неизвестной расы, застывшего в

любопытном положении на корточках; лицо его с выступающей челюстью было

полузакрыто руками, а сморщенные черты лица имели выражение такого

беспредельного ужаса, что мало кто из зрителей мог спокойно созерцать его.

Глаза, видимо навыкате, были плотно зажмурены; на лице и черепе

сохранились остатки волос, цвет всего ансамбля был унылым,

нейтрально-серым. Текстура мумии частично выкрошилась, остальное

напоминало старую кожу, и это создавало неразрешимую проблему, над которой

бились эксперты, тщетно пытаясь узнать или угадать, каким образом тело

было подвергнуто бальзамированию. Клочки неизвестной ткани, еще

сохранившие следы странных рисунков, плотно прилегали к телу.

Трудно объяснить, чем именно эта вещь была так страшна и

отвратительна. Прежде всего, она вызывала необъяснимое чувство немыслимой

древности и абсолютной чуждости современной жизни, но главным образом

поражало выражение безумного ужаса на этом полузакрытом лице. Такой символ

бесконечного, нечеловеческого, космического страха не мог не передаваться

зрителям, и они погружались в бесплодные предположения.

Среди редких посетителей Кэбот Музея эта реликвия очень древнего,

забытого мира скоро приобрела мрачную известность, хотя спокойная

скромность учреждения помешала ей стать привлекающей народ сенсацией,

вроде "великана Кардиффа". В прошлом веке зрелищная вульгаризация еще не

вторгалась, как ныне, в область науки. Естественно, ученые делали все что

могли для классификации страшного экспоната, но все было тщетно.

Рассматривались гипотезы о далекой цивилизации, видимые остатки которой

сохранились в виде статуй на острове Пасхи. Научные журналы публиковали

статьи, часто противоречивые, о древнем затонувшем континенте, вершины

которого теперь представляют собой архипелаги Меланезии и Полинезии. Даты,

приписываемые этой гипотетической исчезнувшей культуре, были слишком

различными и необоснованными. Однако в некоторых мифах Таити и других

островов нашли множество удивительно подходящих