Джеймс С. Гротштейн

«Внутренние объекты» или «химеры»: демоническая тр

тем чтобы уничтожить «загряз-нение» общества социальное и моральное. Правосудие понимания должно ждать милости депрессивной позиции.

Акробатические игры и жертвенные ритуалы с участием быка вероятно символизиро-вали женскую способность обуздывать мужской фаллос в форме быка. Минотавр был важ-ным компонентом древних мифов о лабиринте. После рождения минотавра Пасифая на-столько смутилась от его звериного обличья и почувствовала вину за измену мужу, что по-просила знаменитого архитектора Дедала построить настолько сложный лабиринт, чтобы минотавр никогда не сбежал (репрессии?), и чтобы всякий вошедший туда обязательно поте-рялся бы там. Другой момент, который стоит отметить, Афины в то время были подчинены Криту, который был центром древней Эллады. Афины вынуждены были посылать по восемь юношей и девушек каждые восемь лет Кносу для принесения в жертву минотавру. Тезей, сын правителя Афин, решил положить конец этой практике убиения минотавром. Ариадна, дочь Миноса и Пасифаи и единоутробная сестра минотавру, влюбилась в Тезея и спряла нить, чтобы он смог выйти по енй из лабиринта, если потеряется. Я опускаю конец сказки про ла-биринт, чтобы остановиться на символизме минотавра, который, как я полагаю, является ар-хетипическим и индивидуально прототипическим для некоторых аспектов внутреннего мира.

Минотавр также является субъективным объектом, монстром, демоном, химерой, по-добно сфинксу или своему родственнику кентавру. Когда-то в древние времена кентавры скакали по полям до-эллинистического воображения и даже имели в своих рядах мудрецов. Так кентавр Кирос был терапевтом, практиковавшим вместе с Эскулапом. Сплав полу-человеческого и полуживотного в бинарной оппозиции к доисторическому сочетанию полу-человеческого и полу-божественного. Многие герои античности родились от ассиметричного союзабогов и людей, в том числе Ахиллес, Кадм и другие. Квази-участие богов свидетельст-вует о всемогуществе, тогда как квази-участие зверинного придает животную мудрость в от-ношении понимания природы («всех неписанных законов земли»), а также животную избы-точность. Вероятно, получеловеческое - полуживотное сочетание относится к тем временам, когда древние греки претерпели религиозный переход не только от титанов, но и от матриар-хальных дионисийских культов, экстатические ритуалы которых включали поклонение коз-лоногому богу Пану. В новом патриархальном религиозном мире на дионисийскую избыточ-ность смотрели неодобрительно. Таким образом, животный аспект может представлять фрейдовское ид, человеческий аспект эго, а божественный аспект -- суперэго.

Кляйновский архаический Эдипов комплекс и Винникоттовский субъективный объект.

Клинический пример.

Главная идея этой статьи в том, что универсальное присутствие до-просвещенческих демонов ощущается в бессознательном всех индивидуумов и в значительной степени прояв-ляется у наших пациентов, особенно страдающих от психозов и примитивных психических расстройств. Из-за ограниченных возможностей публикации я приведу короткую заметку о пациенте, внутреннюю жизнь которого можно описать как неживую и «неумершую», вызы-вающую ассоциации с образом вампира и «сделкой с дьяволом».

Р. Б. - 63-летний недавно впервые женившийся бизнесмен, находящийся в настоящее время на третьем году анализа. Его предыдущий анализ продолжался около двадцати лет. Его главной жалобой в обоих анализах была неспособность установить и поддерживать глу-бокие отношения с женщинами. Он католик по рождению и по первым годам школьного образования. Его «никуда ни годный» отец оставил его мать вскоре после его рождения и только изредка навещал его впоследствии. Свою мать он описывал как пустую, нарциссичную, требовательную, незрелую и очень ненадежную женщину, переложившую многие домашние обязанности на его плечи и жестоко каравшую его за любые проступки. Она настаивала на том, чтобы он спал с ней до подросткового возраста, когда он стал жить время от времени с дедушками по материнской линии и с тетей. В детстве он страдал от недостатка внимания (до последнего времен он этого не осознавал) и плохо успевал в школе. Но сейчас из-за его самообразования никто не может по его речи и манере самопрезентации упрекнуть его в недостаточной образованности, культурности, уравновешенности, он очень земной и умудренный жизнью человек.

Мы смогли обнаружить, что его общий паттерн ухаживания за женщинами продолжал семейный паттерн. Случайно столкнувшись с красивой женщиной, он становился одержи-мым вуайеристом. Такими женщинами были знаменитые красавицы,