Джеймс С. Гротштейн

«Внутренние объекты» или «химеры»: демоническая тр

владельцах, технические данные и т.п. Когда же он становился владельцем машины или ях-ты, то страдал также, как и в случае с женщинами. Далее выяснилось, что у него была силь-ная депрессия после короткой служебной поездки в армию. Он влюбился в женщину, семья которой не позволила ему ухаживать за ней - потому что он якобы был недостаточно образо-ван. Он болезненно, но стоически и покорно воспринял этот приговор - как если бы одна часть в нем была с этим согласна. При дальнейшем анализе его депрессии выяснилось, что в отношении покорности у него было убеждение, что он «отмечен фаустовской сделкой» (его слова), из-за которой он больше никогда не познает любовь и не найдет удовлетворения. С тех пор удовольствие и возбуждение были омрачены навязчивой погоней за будущими при-обретениями - машинами, яхтами, женщинами, причем, получив то, что хотел, он терял ин-терес и готов был продать за бесценок. Вуайеристские привычки гнали его в фантазии по поводу будущего, но должны были освободить их от обладания. Одна из его прежних подруг, возможно, самая яркая и проницательная среди всех, смогла понять, что стояло за его трудностями. Однажды он читал в ее присутствии журнал о яхтах. Она стала приставать к нему сексуально, но он мягко ей отказал. Она сказала: «Ты скорее будешь думать обо мне, чем обладать мной!» Я использовал эту шокирующую догадку, чтобы помочь ему увидеть, что он не способен вступать в отношения с людьми как с человеческими существами, но ведет себя как вампир из другого измерения, который забирает сущность человека и привязывает ее к внутреннему фантасмагорическому образу, с которым мастурбирует в уединении в своей пещере (метафора, которую он часть использовал).

Понятие другого измерения всплыло, когда он описывал некоторых красивых женщин, которым он назначал свидание. Когда он говорил о них, у меня появился образ искусно сти-лизованной картинки из журнала с людьми, облаченными в идеальные романтические одеж-ды. Когда я сообщил это предположение ему, он согласился и начал вспоминать что его внутренняя жизнь с самого детства среди романтических фильмов и журналов. Интерпрета-ция о «вампире» поразила его прямо в сердце. Он осознал, что стал экзистенциальным кош-марным хищником, который выслеживает свою жертву, но не может насладиться ею из-за бессознательного чувства вины и его связи с фаустовской сделкой. Другими словами, он стал одержим демоном, ища освобождения через анализ и женитьбу с одной стороны, и доказа-тельства верности темным силам с другой (дьявол был также связан с его отцом).

В его снах было много образов чудовищ, карликов и враждебных сил. Я смог показать ему, что они представляют «подкидыша», отданного им на усыновление, когда он потерял надежду. В другой статье я обсуждал этот феномен как появление «сироты Реального» (Grotstein 1995a, 1995b).

Другой интересный аспект в его случае -- это навязчивость в поддержании контакта с друзьями по школе - и мужчинами, и женщинами. Мы интерпретировали это как попытку возвратиться прошлое и прожить то, что не было прожито, чего он хотел как герой Генри Джеймса «Уголок Джулли» (1918). Однажды в возрасте двадцати лет он был на вечеринке, «глядел на заполненную толпой комнату и встретился глазами с самой красивой женщиной из всех виденных прежде». Они долго беседовали, и хотя она вскоре собиралась выйти замуж за человека, присутствовавшего на вечеринке, она тайно дала ему номер своего телефона. Он был так захвачен чувствами и увлечен, что потерял ее номер. Вскоре они уехали из города. Он без устали расспрашивал всех, кого знал по той вечеринке, но никто не знал ее. Он проклинал себя за беспечность и жаловался на судьбу. Он очень мучился и страдал. Тридцатью годами позже он стал размышлять о ней, потому что она была одной из женщин, которая не давала ему покоя. Он неожиданно и необъяснимо вспомнил спустя столько лет, что она родилась и выросла в маленьком калифорнийском городке недалеко от Лос-Анжелеса. Он нанял частного детектива и стал ее искать. Розыски принесли результаты. Он выяснил, что она еще жива, замужем за тем же человеком и живет в двух кварталах от его дома. Он собрался с духом, отправился к ней, позвонил в дверной звонок и его встретила красивая молодая девушка, которая показалась ему сперва той женщиной в возрасте, в котором он ее помнил - но это была ее дочь. Она сообщила, что мать умерла всего неделю назад! (Конечно, этот момент в материале случая иллюстрирует концепцию синхронии Юн-га).

Навязчивая сентиментальность пациента в отношении его детства и юношества