Тимоти Родерик

Мистерии Темной Луны

гость уселся на стуле, где до этого сидел юноша.

Вскоре из дымохода посыпались новые мертвецы. Они принесли девять ног, оторванных у трупов, достали череп и стали играть в «девять ямок». Вместо того чтобы испугаться, юноша обратился к мертвецам: «Я бы тоже хотел сыграть в «девять ямок», вот только сдается мне, что ваш шар не совсем круглый». С этими словами он взял череп, установил его в токарном станке и точил, пока не сделал его совершенно круглым. «Другое дело, так будет лучше катиться», – пояснил он мертвецам. Но они лишь моментально растаяли в воздухе, будто их и не было вовсе.

Наутро король прибыл посмотреть, выжил ли юноша. Как же он удивился, когда увидел того в добром здравии и рассудке! «Все еще не научился дрожать?» – спросил король.

«Все, чему я научился, – так это играть в «девять ямок», только никто не научил меня, как дрожать от страха», – ответил ему юноша.

На третью ночь юноша опять уселся подле очага, сказав про себя: «Видать, здесь мне никогда не научиться дрожать от страха!»

Тут же после этих слов явился юноше старик. Он был выше всех остальных духов, которых довелось видеть юноше в замке, и носил длинную косматую и седую бороду. «Глупец! – сказал старец. – Кому, как не мне научить тебя дрожать от страха, потому что скоро я лишу тебя жизни!»

«Погоди, – возразил юноша, – если уж мне и суждено погибнуть, то я хочу, чтобы ты дал мне возможность показать себя».

«Я сотру тебя в порошок!» – прорычал старик.

«На твоем месте я не говорил бы так, – сказал юноша, – потому что я не слабее тебя. Нет, я даже сильнее тебя».

«Посмотрим, – бросил ему старец-исполин, – если ты окажешься сильнее, я подарю тебе жизнь». С этими словами он отвел юношу по темному лабиринту в подземную кузницу. Там старик схватил топор и одним ударом вогнал наковальню в землю.

«Подумаешь! Вот посмотри, что я могу!» – воскликнул юноша, подойдя к наковальне. Старик, желая получше рассмотреть, что там делает юноша, подобрался поближе, свесив свою длинную косматую бороду. А юноша взял топор и расколол наковальню надвое, да так, что борода старика попала прямо в раскол. «Ну, кому теперь суждено погибнуть?» – спросил юноша.

Старец тут же запросил пощады, говоря, что, если юноша отпустит его, он наградит избавителя несметными сокровищами. Юноша вынул топор из раскола, и за это старик дал ему три сундука золота. Когда пробило полночь, старик исчез с глаз долой, да и в замке больше не появлялся.

Поутру король, явившись пораньше в замок, собирался узнать, научился ли юноша дрожать от страха.

«Нет, – ответил тот, – видел только старика, который показал мне комнату, полную сокровищ; только никто так и не показал мне, каково дрожать от страха».

«Что ж, мой мальчик, – воскликнул король, – ты спас замок! За это я отдам тебе в жены мою дочь!» Тогда достали золото, подаренное стариком, и сыграли пышную свадьбу [1].

Применение «Сказки о юноше, который не ведал, что такое дрожать от страха»

Главный герой этой сказки – юноша, полный силы удивляться. Он решает не принимать культурно приемлемую, познанную реальность того, чего он должен был бы бояться. Поначалу окружающие называют его тупицей, глупцом, неспособным чему-либо научиться. Это символизирует отсутствие гибкости в культуре. «Существует только один способ – бояться» – утверждает общество. Те, кто настраивает себя на силу удивляться, могут встретиться с аналогичными протестами других людей, удерживаемых путами знания.

Сказочного героя спасла его собственная способность удивляться. Из-за ограниченности его социально определяемого знания юноша действует исходя из знаний, определяемых лично им, а именно тем, что он никогда не считал призраков чем-то пугающим.

Привидения и гоблины в этой сказке символизируют тот оплот культурной карты, который определяет, чего и как должен бояться человек. Эти стражи оказались бессильны перед человеком, который привык удивляться и действовать вне пределов культурной карты. Не научившись бояться их, юноша без малейших усилий преодолел все преграды.

Результатом подобного поведения стало возрождение. Другими словами, отказавшись принимать культурно приемлемую реальность, юноша согласился с образной реакцией, которая провела его через опасные ситуации, принесла ему сокровища, прекрасную невесту и поддержку в лице короля-отца, символизирующего общество.

Упражнение: Придумайте, что это такое...

Подумайте о чем-либо, малоизвестном для вас. Учитывая, что ваши знания по данной теме малочисленны, попытайтесь вообразить ее, основываясь на том, что вам известно.