Гарфилд Патриция

Творческое сновидение

индуцируются ужасные видения, можно, как мы видели, индуцировать и приятные образы. Йоги непременно используют этот принцип и все с ним связанное на протяжении всей жизни в своих сновидениях. Ночной кошмар стереотипизирован как стереотипизировано у американских индейцев появления богов во сне. В конечном счете, самым важным, как я считаю, является то, что инструкции йоги в то же время содержат правила обращения с образами с целью избежать страха при взаимодействии с ними. Работая над этой главой, я пережила следующее таинственное сновидение типа галлюцинаций: В этом сновидении я сижу в аудитории. Я вижу человека высоко на балконе огромного зала. Он надувает маленькие шарики, которые, становясь большими, лопаются и наполняют атмосферу каким-то наркотиком. Огни в зале гаснут, я закрываю глаза, чувствуя воздействие этого наркотика. О, да,- говорю я и лечу по воздуху на уровне балкона. Паря в воздухе, я наблюдаю за собой в зеркало. Я знаю, что мой образ искажен из-за воздействия наркотика (я никогда не переживала наркотических галлюцинаций, но читала их описание и слышала о них). Мое лицо возникает в зеркале, принимая ряд изменяющихся причудливых форм. В одном из отражений мое лицо покрыто рубцами. В другом - оно широкое, волосы длинные и развеваются. На мне бикини, но внизу - туземная юбка. Волны страсти проходят через мое тело, я непрерывно двигаюсь, мои глаза широко раскрыты.

Подобные образы могли бы очень беспокоить в сновидении. Однако в этом конкретном случае я не боюсь, частично потому, что ожидаю искажения моего образа из-за наркотика. Я успеваю подумать и осознать насколько я напугана. Я говорю себе: Помни, все это исходит из тебя! Хорошо, что я успела подготовиться к этому на материале йоги. Иногда наступают моменты, когда я соскальзываю в состояние чувственного восприятия, начинаю пугаться но ухитряюсь остановиться. История-сон продолжается дальше... (Наркотик из шариков, 01.03.73).

Проснувшись, очень легко разгадать те символы в сновидении, которые касаются моего возраста - сеть морщин и рубцов на лице сновидного образа, - или символы, отражающие бурную сексуальную часть меня самой. Эти правдивые формы моих собственных мыслей - мои мысле-формы. Я не нахожу их устрашающими после того, как опознаю. В своем сновидении я видела такие образы совершенно отчетливо, одновременно переживая их (именно зеркало обеспечило возможность одномоментно видеть образ и находиться в нем). Я без труда опознала эти образы. Способность быть бесстрашным перед пугающими образами - поистине полезный навык.

Если вы осознаете пугающие образы как ваши собственные мысле-формы, вы сразу освободитесь от страха перед ними.

Наша способность справляться с повседневной жизнью (как и с пугающими видениями) может значительно повыситься при более широком распространении принципа бесстрашия на другие сферы духовной жизни. Например, можно внедрить в повседневную жизнь идею, что умерший не должен бояться гневных божеств, так как это лишь другие формы мирных божеств. Если мой муж - гневен и я реагирую лишь на то, каков он в эту минуту, то моя реакция негативна. Если, однако, я придерживаюсь идеи, что мой сердитый муж - это то же самое, что и спокойный, любящий муж, но лишь только в другом состоянии, если я осознаю, что это он же, то мне гораздо легче в этом случае реагировать позитивным и конструктивным образом в такой беспокойной ситуации.

Следует отметить параллель между осознанием йогами пугающих образов посмертного состояния, которые являются иллюзиями чьего-то сознания, и направленностью тех, кто видит прозрачные сновидения, на осознание идеи, что образы сновидения принадлежат сновидению. В первом случае осознание ведет к освобождению от посмертного состояния и достижению сферы Будды, тогда как в случае с прозрачными сновидениями, оно ведет к достижению такого особого состояния, в котором имеется полная свобода представлять все, что хочется. В обоих случаях осознание ведет к бесстрашию, которое, в свою очередь, дает свободу.

Мы не полностью исчерпали те возможности, которые заключаются в идее посмертного состояния с сопутствующими ему видениями. Если двигаться дальше, то умение справляться с устрашающими видениями можно рассматривать не только как терапевтический прием, но и как метод спасения души, то есть как важнейший элемент спасения человека после смерти.

Существенный этап преодоления страха перед образами сновидений - осознание последних всего лишь как части сновидения и не более того. Опять же необходимо отметить, что это убеждение присуще