Гарфилд Патриция

Творческое сновидение

отработать те черты вашего поведения, которые особенно для вас желательны в реальной жизни. Итак, возможные пути терапевтического применения прозрачных сновидений вполне очевидны. Но, в дополнение к этому, прозрачные сновидения имеют огромное значение еще по одной причине - они обеспечивают взаимосвязь реального мира и мира сновидений. Представьте такую ситуацию: вы спите, но сознание сохраняется, и вы можете направленно совершать действия в вашем прозрачном сновидении. Теперь даже обычные люди могут выучиться представлять во сне простейшие двигательные реакции. Чарльз Тарт, описывая различные состояния сознания, предположил возможность существования двух типов коммуникативных систем, обеспечивающих связь между состоянием сна и состоянием бодрствования. В перспективе станет возможно научить видящих прозрачные сновидения более легко реагировать на реальные события. Если бы такие сновидящие были способны обозначать момент, когда возникало прозрачное сновидение, исследователи смогли бы по наблюдениям точно узнать, существует ли такая разница между прозрачными и непрозрачными сновидениями, которую можно измерить количественно. Мы смогли бы, возможно, узнать о сне от человека в тот момент, когда он непосредственно видит сновидение, а не из его более позднего рассказа после пробуждения. Возможности общения с человеком, видящим прозрачное сновидение, во время самого процесса сна, терапевтический потенциал и чудесные личностные переживания, которые прозрачные сновидение представляет, придают прозрачным сновидениям совершенно особое значение как для реальной жизни, так и для мира снов.

Что можно узнать из опыта сновидений йогов

О, знатнорожденный, сколь пугающие и ужасные видения

должен ты видеть, осознай, что это твои собственные мысли

(Тибетская книга мертвых) Вы можете полностью обрести бесстрашие в отношении самых ужасных ваших сновидений. Вы можете научиться признавать их ничем иным, как вашими собственными мыслями, которым придана столь неприглядная форма и которые живут и действуют лишь тогда, когда вы сами оживляете их. Вы сами - действительный автор этих образов, их продюсер и режиссер. Вы можете позволить им импровизировать, чтобы развлечь вас, но вы всегда можете вмешаться в эту игру. Персонажи ваших сновидений работают на вас. Они могут стать монстрами, разрушающими своего создателя, но только если вы забудете, что они ваших собственных рук дело, что в вашей власти изменить их или придать им совершенно новую форму.

Тибетские йоги считают обязательным осознание своей роли как создателя образов в собственных сновидениях. По их мнению, необходимый контроль над сном достигнут тогда, когда их физические тела могут находиться в состояния сна в то время, как в голове сохраняется полное сознание. Они относят к осознанному переживанию то состояние сна, когда могут демонстрировать различные акты воли. Йоги утверждают, что характер каждого сновидения может быть изменен или трансформирован по желанию. Более того, йоги возвращаются к реальной жизни с полным осознанием того, что произошло ранее и происходит теперь. Это удивительное и невыполнимое для европейца требование. Европейцы считают, что трудно обрести сознание во время сновидения, как это удается видящим прозрачные сновидения, не говоря уже о сохранении сознания на весь период между сном и пробуждением. Вместе с тем, такой уровень контроля сновидений на самом деле вполне достижим.

Навыки йоги по владению телом и сознанием неизмеримо превосходят традиции европейской культуры. Почему нам не дается эта степень контроля сновидений? Все, что мы знаем об этих нашептанных на ухо учениях, о практикуемом йогами контроле сновидений мы почерпнули, во многом, из трудов В.И.Эванс-Венца, оксфордского ученого, проведшего несколько лет в Индии в изучении различных оккультных доктрин. Материал этой главы главным образом опирается на работы этого исследователя. Давайте посмотрим, как воображаемый молодой монах Рэм обучался полностью управлять своими сновидениями и что мы сможем извлечь из этих древних секретных приемов для себя.

Молодой монах Рэм подбирает свою шафрановую блузу и садится, скрестив ноги, на каменный пол перед своим Гуру. Они находятся одни в монастырском саду, расположенным под скалой. Сквозь холодный туман монах может видеть каменные домики крестьян в далекой долине, похожие на пасущееся на склоне горы стадо, но все это воспринимается им как иной мир. Ветер доносит перезвон колоколов храма, тихое бормотание монахов в часовне, сладкий запах фимиама. Это время его индивидуального