Кастанеда Карлос

Сила безмолвия

жизнь, а не смерть, является вызовом.

- Жизнь - это процесс, с помощью которого смерть бросает нам вызов, - сказал он. - Смерть - активная сила. Жизнь - Это арена. И на этой арене есть только два соперника - ты и смерть.

- А я думаю, дон Хуан, что именно мы, люди, бросаем вызов, - сказал я.

- Вовсе нет, - возразил он. - Мы пассивны. Подумай об этом. Если мы и начинаем шевелиться, то только тогда, когда чувствуем давление смерти. Смерть задает темп нашим действиям и чувствам и неумолимо толкает нас до тех пор, пока не ломает нас и не выигрывает схватку, или наоборот - мы поднимаемся выше всех возможностей и побеждаем смерть.

- Маги побеждают смерть, и смерть признает свое поражение, позволяя магам следовать свободно, и никогда она уже не бросит вновь свой вызов.

- И значит, эти маги становятся бессмертными?

- Нет. Не это имеется в виду, - ответил он. - Смерть перестает бросать им вызов, и это все.

- Но что это означает, дон Хуан? - Спросил я.

- Это значит, что мышление делает кувырок в невообразимое, - ответил он.

- А что является кувырком мышления в невообразимое? - Спросил я, пытаясь не показаться воинственным. - Наша с тобой проблема в том, что мы не разделяем одних и тех же значений слов.

- Ты говоришь неправду, - перебил меня дон Хуан. - Ты понимаешь то, что я имею в виду. Ты разыгрываешь пародию, требуя рационального объяснения кувыркания мышления. Ты точно знаешь, чем оно является.

- Нет, не знаю, - возразил я.

А потом я понял, что действительно знаю или, скорее, интуитивно догадываюсь о том, что имеется в виду. Была какая-о часть меня, которая превосходила пределы моей рациональности и могла понять, и могла объяснить выше уровня метафор кувыркание мышления в невообразимое. Но беда состояла в том, что эта часть меня была недостаточно сильной, чтобы выходить на поверхность по желанию.

Все это я и сказал дон Хуану. Он захохотал и заметил, что мое сознание подобно чертику на резинке. Иногда оно поднимается очень высоко, и мое управление им оказывается проницательным, в другой же раз оно спускается, и я становлюсь рациональным идиотом. Но большую часть времени оно снует по недостойной медиане, где я ни рыба, ни мясо.

- Кувыркание мышления в невообразимое, - объяснил он со смиренным вздохом. - Является нашествием духа, разрушением наших перцептуальных барьеров. Это момент, когда восприятие человека достигает своих пределов. Маги, практикуя искусство следопыта, подвинутого курьера, зондируют наши перцептуальные пределы. Это еще один аспект того, почему мне нравятся стихи. Я воспринимаю их как продвижения курьеров. Но как я уже тебе говорил, поэты, в отличие от магов, не знают, что эти продвижения могут быть достигнуты.

Ранним вечером дон Хуан сказал, что мы обсудили уже массу вещей, и спросил, хочу ли я пойти погулять. У меня было своеобразное состояние ума. Я и раньше замечал в себе странную отрешенность, которая приходила и уходила. Сперва мне подумалось, что это физическая усталость омрачает мои мысли. Но мысли были кристально чисты. Это убедило меня, что моя странная беспристрастность являлась продуктом моего перехода в повышенное сознание.

Мы вышли из дома и прогуливались вокруг городской площади. Я постарался побыстрее расспросить дон Хуана о своей отрешенности, пока он не начал говорить о чем-то еще. Он объяснил ее как перемещение энергии. Он сказал, что когда энергия, используемая обычно для поддержания фиксированного положения точки сборки, освобождается, она автоматически фокусируется на связующем звене. Он заверил меня, что у мага нет ни техники, ни способов научиться заранее тому, как перемещать энергию с одного места на другое. Скорее это мгновенное перемещение имеет место, когда достигается определенный уровень сноровки.

Я спросил его, чем же был уровень сноровки. Чистым пониманием - ответил он. Чтобы добиться этого мгновенного перемещения энергии, необходима четкая связь с намерением, а четкая связь достигается только намеренно и благодаря чистому пониманию.

Естественно, я попросил его объяснить чистое понимание. Он засмеялся и сел на скамейку.

- Я расскажу тебе нечто фундаментальное о магах и их актах мышления, - продолжал он. - Кое-какие вещи о кувыркании их мышления в невообразимое.

Он сказал, что некоторые маги были рассказчиками и сказочниками. Рассказывание историй для них было не только продвижением курьера, которое зондировало их перцептуальные границы, но и путем к совершенству, силе и духу. Он на секунду замолчал, очевидно, подыскивая подходящий пример.