Ледбитер Чарлз

Внутренняя жизнь

- активное или подсознательное? Это зависит от природы этого активного существования и стадии развития данного я. Обычный человек умирает с некоторым количеством неисчерпавших себя желаний, которые всё ещё в его составе, и эта сила должна выработаться, прежде чем ему можно будет впасть в бессознательность. Если единственная возможная для него деятельность - это активность низших желаний, то очевидно, что для него будет лучше, чтобы ничто не мешало его как можно скорейшему погружению его в сравнительную бессознательность, поскольку всякая новая карма, которую он создаст, вряд ли будет благоприятной.

Если же, с другой стороны, он достаточно развит, чтобы на астральном плане быть полезным другим, и особенно - если он уже привык работать там во время сна, то нет причины, почему бы ему нельзя было с пользой употребить время своего вынужденного там пребывания, хотя запускать в действие новые силы, которые могут его продлить, было бы нежелательно. Работающие под руководством учеников Учителей Мудрости, естественно, воспользуются их советом, поскольку они обладают большим опытом в этой области и могут проконсультироваться с теми, кто знает ещё больше.

Астральную жизнь, точно так же как и физическую, можно направлять волей лишь в пределах, в каждом случае назначенных кармой - то есть нашими прежними действиями. У обычного человека мало силы воли или инициативы, и во многом он - порождение созданного им же окружения, как и на физическом плане, так и на астральном. Человек же решительный всегда может найти лучшее применение обстоятельствам, и несмотря на них, жить своей собственной жизнью. В конце концов, что было вызвано его волей, постепенно ею же и будет изменено, если позволяет время.

В астральном мире человек избавляется от склонностей ко злу не в большей мере, чем в этой жизни, если не стремится определённо к этой цели. Многие желания, которые в нём столь сильны и постоянны, требуют для своего удовлетворения физического тела, а поскольку его уже нет, они причиняют острые и длительные страдания. Но с ходом времени они изнашиваются, как бы атрофируются, и умирают из-за невозможности выполнения. Подобным образом и материя астрального тела медленно изнашивается и распадается по мере того как сознание выводится из него полубессознательными усилиями я, и так человек постепенно избавляется от того, что удерживало его от попадания в небесный мир.

Худшая же из бед - это когда человек в общем не сознаёт необходимости избавления от пленившего его зла. Очевидно, что если он осознает факты своего положения и приложит к этому ум, он может сильно содействовать двум вышеуказанным процессам. Если он знает, что его дело - убить земные желания и как можно скорее удалиться в себя, то он серьёзно возьмётся за это. Но обычно вместо этого в своём невежестве он вынашивает и пестует эти желания, тем удлиняя их жизнь, и отчаянно цепляется за грубейшие частицы астральной материи, как можно дольше, потому что связанное с ними ощущение кажется ему наиболее близким к той физической жизни, которой он так страстно жаждет. Из этого мы видим, почему одной из важнейших составляющих работы невидимых помощников является разъяснение фактов умершим, и почему даже простое интеллектуальное знание теософических истин столь неоценимо для человека.

Впервые попадая на астральный план, умерший вовсе не всегда осознаёт, что он умер, и даже когда этот факт доходит до него, он вовсе не обязательно сразу же понимает, чем астральный мир отличается от физического. В физическом мире человек - раб множества настоятельных необходимостей: он нуждается в еде, одежде и крове, а чтобы обеспечить их, ему нужны деньги, а для этого в большинстве случаев он должен выполнять какую-либо работу. Это настолько обычно для нас здесь, что когда человек освобождается от этого рабства, ему оказывается долгое время трудно поверить, что он действительно свободен, и во многих случаях он без всякой необходимости продолжает навязывать себе узы, которые в действительности он давно отбросил.

Так, мы иногда наблюдаем, как недавно умершие пытаются есть, как они готовят себе совершенно воображаемую еду или строят себе дома. Я сам видел, как человек в стране лета* камень за камнем строил себе дом, и хотя он делал эти камни сам усилием мысли, он не мог усвоить тот факт, что тех же трудов ему стоило бы сделать себе сразу целый дом, примени он одно усилие того же рода. То открытие, что камни не имели веса, постепенно привело его к выводу, что нынешние его условия отличаются от тех, к которым он привык на