Анни Безант

Путь Ученичества

в течение всех перевоплощений Эго и приносящее в каждую следующую жизнь результаты предыдущей жизни.

Поэтому тело это носит название 'тела причинности' (corpus causal), ибо содержит в себе причины, производящие следствия на низших планах земной жизни.

С этого момента (то есть после того, как человечеству была дана такая помощь), человеческое развитие происходит по следующему плану: образовавшееся тело причинности составляет оболочку, служащую хранилищем всего приобретенного опыта. Являясь на землю, человек как бы направляет в мир часть себя самого и собирает в этом физическом мире известные факты, знания — одним словом, все то, что мы называем жизненным опытом. Пройдя врата смерти, он должен усвоить весь приобретенный опыт на земле; лишенный физического тела, невидимый в этом мире, он живет на более высоких планах — астральном и девачаническом, где он производит известные действия и усваивает приобретенный на земле опыт, сливая и отождествляя его со своей самой сокровенной природой. Каждое существование приносит известные результаты, и человек, овладевая ими, преобразует их в свойства и способности. Если, например, в течение физической жизни человек много думал, применил большую энергию к приобретению знаний и развитию своего интеллекта, то в период между смертью и новым рождением он перерабатывает эти усилия в умственные способности, которые и принесет с собою на землю. Точно так же, высокие порывы, духовные стремления и надежды сливаются в это время с самой сущностью человеческой природы. Возвратившись на землю, человек рождается в такой среде, которая наиболее может облегчить его дальнейшее развитие, и приносит с собой приобретенные им духовные способности, которыми может воспользоваться для своего дальнейшего прогресса.

Таким образом, карана шарира выбрасывает часть самого себя на низшие планы и собирает на них жатву опыта; затем втягивает обратно эту часть вместе с приобретенным ею опытом, оставляет ее на некоторое время в Девачане, где происходит претворение опыта и преобразование его в свойства, качества и способности.

Затем происходит новое проявление этой жизни, уже более развитой, и на низших планах проявляются приобретенные качества и способности. Таким образом, из жизни в жизнь совершается непрерывный прогресс, и карана шарира служит все время хранилищем от века приобретенного опыта, уподобляясь вечному мыслителю.

Теперь ясно, что подразумевается под 'странствованием души'. По плану эволюции с каждой новой жизнью человек растет: развивается его интеллект и развиваются его нравственные качества и духовные способности. Но план этот приводится в исполнение весьма несовершенно, и в этом заключается причина громадной продолжительности странствования. Вместо прямого движения вперед получается путь, изобилующий поворотами, обходами и уклонениями в сторону. В силу этого, завершение эволюции требует мириады веков; и все-таки, как бы она ни затягивалась, она будет совершена, ибо такова божественная Воля.

Эволюция продолжалась во вторую половину третьей Расы и дошла до четвертой. Во время четвертой Расы развилась могущественная цивилизация Атлантиды, достигшая своего апогея во времена великой подрасы, о которой сказала уже кое-что и западная наука; я говорю о расе толтеков.

Цивилизация эта достигла удивительных результатов, но развивалась она в весьма трудных условиях. Человек находился тогда еще в самом низу восходящей дуги кривой и был глубоко погружен в материю. Душевные его свойства весьма походили на то, что ныне мы называем психическими способностями; необходимо было на некоторое время заглушить их, чтобы дать развиться умственным способностям и сделать возможной в будущем высшую эволюцию человечества. По этой причине великий космический закон, которому ничто не может сопротивляться, привел эту расу к созданию великой, но весьма материальной цивилизации. Исчезновению психических способностей способствовали, в известной мере, и сознательные усилия правящих классов государства толтеков в Атлантиде. Вполне сознательно, для успеха своих эгоистических намерений, они постарались уменьшить психические способности и задержать их развитие у низших классов населения, отставших на пути эволюции и в силу этого занимавших более низкое место на общественной лестнице. Чтобы обратить их в свои послушные орудия, высшие классы воспользовались своими оккультными познаниями в свою пользу. Таким образом, психические способности были искусственно остановлены в своем росте — более, чем нужно было великому космическому закону.

Никто не может