Анни Безант

Путь Ученичества

отдельных существований, находятся в настоящее время в неизменном и постоянном процессе эволюции, благодаря которому один мир подготовляет руководителей для будущего мира.

Таким образом миры образуют непрерывную цепь, одна за другой следуют манвантары, и жатва одного мира дает семена для другого, следующего за ним. И среди всего этого разнообразия развивается еще более великое единство, которое послужит основой для будущего Космоса и будет его направляющей и управляющей силой.

Но здесь возникает один вопрос — и я знаю, что он занимает многих, ибо много раз предлагали мне его и на Западе, и на Востоке. Почему эволюция сопровождается такими трудностями, почему в ходе ее замечается, по-видимому, столько неудач, почему люди, прежде чем начать вести себя хорошо, ведут себя так плохо, зачем стремятся они к унижающему их злу, вместо того чтобы стремиться к добру, которое могло бы их возвысить. Разве Логос, управляющий нашим миром, Духовные Сущности, исполняющие его волю, и великие Учителя, которые руководили первыми шагами нашего человечества, не могли устроить так, чтобы в ходе развития не было никаких, даже и кажущихся, неудач? Разве не могли они направить мир таким образом, чтобы путь его был прямым и ровным, а не таким извилистым, как в действительности?

Было бы легко, в самом деле, создать человечество, которое было бы совершенным: легко было бы дать его способностям такое направление, чтобы они постоянно стремились к тому, что мы называем добром, и никогда не сбивались бы с прямой дороги в сторону того, что мы называем злом. Но что же это было бы за человечество? Вместо человека получился бы автомат, приведенный в движение внешней силой; эта сила властно поставила бы ему закон, которого избегнуть было бы невозможно, которому необходимо было бы подчиняться. Мир минералов подчинен подобному закону; сродства, связывающие между собой атомы, повинуются такому властному импульсу. Но по мере развития появляется постепенно всё большая и большая свобода, и, наконец, в человеке мы находим самопроизвольную энергию, свободу выбора, которая есть не что иное, как раскрывающаяся божественность Бессмертного 'Я' человека. Божественной целью не могло быть построение автоматов, которые слепо проходили бы намеченный для них путь. Его целью является создание могущественной группы просвещенных и вполне развившихся людей, способных предпочитать добро потому, что они его знают и понимают, — и отказаться от зла потому, что они собственным опытом убедились в его бессилии и в страданиях, к которым оно ведет.

Таким образом, великие Существа, управители будущего мира, подобно тем, которые управляют миром существующим, будут находиться между собою в полном единении, ибо их отдельные воли сольются в единую волю путем знания и свободного выбора; у них — одно желание, ибо они знают всё, они сливаются с Законом, признав, что Закон справедлив, и сливаются они не под влиянием внешнего импульса, но в силу свободного внутреннего выбора. В будущем мире, как и в нашем, Закон будет один, он будет исполняться волею Тех, кто является его олицетворением, благодаря единству их намерений, знаний и могущества; Закон этот не будет слепым и бессознательным, он будет выражением воли тех живых Существ, которые, став божественными, сами стали Законом.

Для того, чтобы свободная воля множества людей развивалась до совпадения с единой, великой Природой, с единым великим Законом, — нет другого пути кроме того, на котором накапливается опыт, на котором познается добро и зло, успехи и неудачи. Люди, прошедшие этот путь, становятся богами и, благодаря приобретенному ими опыту, все обладают одинаковой волей, чувством и могуществом.

Божественные Учителя и Руководители нашего человечества, стремясь к достижению этой цели, положили начало многим цивилизациям. Я не имею времени говорить о высокой культуре четвертой расы, предшествовавшей появлению могучего арийского племени. Упомяну вскользь, что для опыта была создана высокая цивилизация, в течение известного времени дававшая хорошие результаты под управлением своих Руководителей.

Подобно тому, как мать, которая учит ходить своего ребенка, оставляет его на некоторое время без опоры, чтобы видеть, насколько он может владеть своими членами, — так и Руководители четвертой расы прекратили свое непосредственное вмешательство, желая посмотреть, в состоянии ли будут люди самостоятельно двигаться вперед. И юное человечество оступилось и упало, и его цивилизация, сильная и совершенная своей общественной организацией, славная силой и знанием, отметившими