Лобсанг Рампа

Огонь Свечи

и жизнь — бытие. Вот перед вами Золотой Век, когда все утопают в довольстве, затем жизнь постепенно становится все хуже — маятник неудержимо несется вниз. И вот, когда он почти приходит в нижнюю точку, люди лишаются всех прав и свобод, воцаряется нестерпимый диктаторский гнет вроде коммунизма или фашизма. Тогда люди снова рвутся к свободе и вместе с движением маятника вверх устремляются к духовности, сражаясь за нее всеми силами.

Все мелкие междоусобицы отходят прочь, и ситуация понемногу улучшается. В конце концов жизнь делается очень, даже слишком приятной, все лучше и лучше. И вот мы снова в Золотом Веке, где люди снова утопают в самодовольном покое, прозябая в безделье. У них все есть, работать больше незачем. Тогда маятник начинает двигаться вниз, и с этим движением нарастают трудности, возрождается фашизм, и так один цикл следует за другим.

Так вот, сейчас на Земле трудные времена. Маятник еще движется вниз, и до начала подъема еще не пройдена часть пути. Но не надо унывать. Тот коммунизм, который предстоит познать миру, не будет столь беспощаден, как во времена зарождения этого культа, или политики зла, ибо с каждым разом происходит постепенное смягчение режима.

Итак, близится самый темный предрассветный час, но вслед за ним небеса озарятся потоками света, ночной тьме придет конец, засияет утро нового дня, и мы снова придем к Золотому Веку. Однако на смену дню снова явится ночь, а с нею мрак и темнота овладеют миром до новой зари, и вновь жизнь начнет понемногу светлеть, и вновь с нарастанием всеобщего самодовольства и благодушия начнут ухудшаться условия жизни.

И так до скончания Времен Земле и всем мирам суждено проходить через циклы добра и зла, добра и зла. А потому не теряйте надежды, ибо никто и никогда не остается в отчаянном одиночестве. Помните, что всегда есть какая-то надежда. Добры вы или злы — зависит только от вас. И помощь непременно придет, когда вы действительно этого захотите.

Глава 5

Со временем появляться на людях или неспешно катить по Плаза в инвалидном кресле становилось все труднее. При моем появлении оконные шторы вздрагивали, и за ними нет-нет да и показывались горящие любопытством глаза. То и дело доносился легкий шепоток:

— Вот он, вот он.

Самые бесцеремонные прямо подходили и говорили, что слышали обо мне по французскому телевидению либо читали во французских газетах. Иные доходили даже до того, что утверждали о существовании целого заговора с целью как можно больше мне навредить.

Нарастало число зевак, желавших «просто пофотографировать», однако все они явно стремились направить свои фотокамеры на меня. Однажды, когда я катил вдоль тротуара в своем кресле, сзади стремительно подъехала какая-то машина и с визгом притормозила рядом со мной. Дальше водитель приноровился к моей скорости и — что весьма рискованно — попытался, не останавливаясь, заснять меня кинокамерой посреди дороги!

В конце концов не стало никаких сил терпеть все эти слухи и докучливых зевак. И тогда, обсудив положение, я сказал:

— Хорошо, давайте пригласим этого мистера Телли. Но вот что я сделаю. Меня уже столько раз обманывали, причем не только Пресса, что мы запишем всю беседу на магнитофон, чтобы потом в случае чего можно было доказать свою правоту, не полагаясь на память и избавив себя от того, что я называю «репортерскими вольностями.

Несколько дней спустя с оглушительным ревом, похожим на старт реактивного самолета или космического корабля, на дороге возник скоростной современный автомобиль мистера Телли, лихо свернул направо и с визгом тормозов подкатил к подъезду. Через несколько минут в коридоре раздались торопливые шаги, смолкшие перед дверью, и затем резкий стук.

Явился мистер Телли.

Само собой разумеется, что имя «мистер Телли» не настоящее. Подлинное имя не имеет значения, ибо оно никак не связано с этой книгой, а поскольку телевидение, газеты и радио относятся к одной категории бизнеса, я решил придумать некое обобщенное имя. Это следует уяснить с самого начала, так как в прошлом, честное благородное слово, мне присылали письма с расспросами о миссис Хенс-баум, Рози Хиппс и прочих моих персонажах, не догадываясь, что имена всех этих персонажей вымышлены.

Словом, явился мистер Телли. После краткого обмена дружескими приветствиями он сказал, что привез целый список различных вопросов, на что я ответил:

— Видите ли, я тяжело болен и просто не знаю, смогу ли выдержать напряжение многочасового интервью, а потому предлагаю вот что: давайте-ка все ваши вопросы, и тогда на некоторые я отвечу здесь и сейчас, а