Николай Левашов

О сущности, разуме и многом другом…

познания — неоднородности Вселенной.

Особо выделю лишь некоторые — ключевые узлы проблемы познания сути Вселенной, изложенные Н.В. Левашовым в его книге.

Моё внимание привлекло методологическое измерение автором роли и значения философского фактора в историческом становлении научной картины мира, по мере складывания рационально-теоретического видения Вселенной.

Анализу этой важнейшей проблемы познания Мира специально посвящена первая глава.

В ней изложены и критически переосмыслены древнейшие мифические и античные философские представления и взгляды выдающихся мыслителей на Мир и древние воззрения на бытие человека в мире природы.

«В истории человечества наблюдалось несколько периодов взлёта научных представлений о Вселенной, — подчёркивает автор, — на смену которым, приходили целые эпохи невежества и варварства.

Вокруг сохранившихся осколков истинного знания начинали создаваться «новые» теории мироздания, которые, только к современности, достигли некоей завершённости.

Представления о природе Вселенной отражают и определяют уровень развития научной мысли и техники, а также, определяют будущее развития цивилизации в целом».

Привлекает внимание и концептуальный характер монографии. Все её теоретические положения и практические наблюдения — органически взаимоувязаны.

Они складываются в стройную и строгую научно-философскую систему осознания и объяснения Вселенной, будучи пронизаны сквозными, объединяющими узами философского аналитического осмысления всего нового.

Автор излагает онтологические проблемы Вселенной неотделимо от проблем философской гносеологии.

Проблематика познания неоднородности Вселенной рассматривается через призму нового понимания неоднородности пространства. Анализу этой ключевой проблемы автор посвятил вторую и третью главы.

В них он скрупулёзно переосмыслил современное отношение к философским и научным понятиям «материя», «пространство», «время» и др.

К этому следует добавить, что академик Н.В. Левашов, при традиционном понимании материи, как объективной реальности, принципиально судит о многообразии связей форм и видов материи с пространством.

«И если предположить, что существует множество типов или форм материи, каждая из которых отличается от другой своими свойствами и качествами частично или полностью, и эти формы «накладываются» на пространство с непрерывно изменяющимися свойствами и качествами», — размышляет автор, — то возникает распределение этих свободных форм материй по пространству, по принципу тождества между свойствами пространства и формы материй».

Автор рассматривает систему матричных пространств, образованных синтезом материй одного типа.

В классической философии пространство, как, собственно, время и движение, предстают в виде неотъемлемых свойств (атрибутов) материи.

Новое видение бытия материи и пространства породит непростые гносеологические проблемы, которые не существовали ранее в научной теории познания.

В этой книге предложено немало принципиально новых подходов к осмыслению проблем Вселенной, впервые названы острые вопросы, которые философы ещё не поднимали.

Автор предлагает ряд принципиальных проблем, исходя из критического философского осознания характера изменений в качественном состоянии пространства, которое проявляется, прежде всего, в изменении качественного состояния материи.

Эту, по сути, революционную мысль, академик Н.В. Левашов подтверждает следующими словами: «Изменение качественного состояния материи влияет на качественное состояние пространства с обратным знаком.

В результате наличия между пространством и материей обратной связи, проявляющейся в их взаимном влиянии друг на друга, возникает, компенсационное равновесие между пространством и материей, находящейся в этом пространстве».

Монография построена вокруг осознания главной темы — неоднородности пространства во Вселенной, как главной научно-философской проблемы мыслящего человечества.

Между проблематикой научного доказательства бытия неоднородной Вселенной и её философским осознанием существует глубокая содержательная взаимосвязь.

Именно философия способна взаимоувязать природу научного исследования подвижности неоднородного пространства и его временную размерность.

Так, рассуждая о