Лиз Бурбо

Слушай свое тело – снова и снова! (Часть 1)

Если я хочу успешно закончить первый год, то должна учиться быстро. Такого договора у матери с ней не было, и я по сей день не знаю, как это все произошло. Помню только, что мне было очень трудно, я чувствовала, что не готова. Но все же я успешно сдала испытания в конце весны и в сентябре пошла во второй класс.

Я думаю, что именно эта история сделала меня жертвой времени. Я и сама боялась потратить время впустую, но из-за того, что времени действительно было мало, монахиня уделяла мне очень много внимания и почти не отпускала от себя. Позже на меня обратили свое внимание и другие монахини; они считали, что я очень развита для своих шести лет. А я находила все это несправедливым, потому что другие дети не знали такой тирании времени, как я. Моя же монахиня была искренне уверена, что оказывает мне великую милость.

Сказано, что в жизни не существует абсолютной несправедливости. То, что кому-то кажется несправедливым, может быть вполне справедливым для другого. Несправедливость — сугубо ментальная категория.

Представь себе человека, который едет в отпуск и мечтает, чтобы лето было солнечным. Если его мечты сбываются, он говорит: «БОГ милостив, он послал мне замечательное солнечное лето». Но живущий неподалеку фермер думает иначе, так как дождей не было и солнце сожгло его урожай; он не считает БОГА милостивым и даже подумывает о несправедливости. Поэтому очень важно понять: что бы снами ни произошло, в этом всегда есть две стороны, две версии, две возможности. Не нужно ничего осуждать. Лучше переживать свой опыт в гармонии, насколько это возможно.

В заключение предлагаю тебе использовать описанные в этой главе средства для осознания своей «жертвенной» стороны. Затем проведи эксперименты, когда другие станут жалеть тебя именно в те минуты, когда ты сам себя жалеешь; наблюдай за своими реакциями в ходе этих экспериментов.

Глава 9. Доставлять удовольствие.

Доставлять удовольствие всегда было очень важным понятием в человеческой жизни. Большинство из нас приучены с детства к тому, что надо доставлять удовольствие другим, то есть быть приятными кому-то. Почти все культуры сходятся на том, что человеческое существо приходит на Землю для страданий, а значит, должно отвергнуть всякие личные удовольствия. Удовольствие чаще всего мыслится как удовлетворение чувств, удовлетворение тела, его чувственности, сексуальности.

Во все времена человек духовный определялся как тот, кто отдает, дарит себя. Дарение себя предписывалось всеми религиями. Как я упоминала выше в этой книге, естественным порядком вещей является такой, когда ребенок в раннем возрасте думает только о себе, а став взрослым, думает и о других. Но эта мыслеформа была очень плохо истолкована.

Отталкиваясь от аксиомы, что нельзя дать того, чего у тебя нет, ты поймешь, что невозможно подарить или доставить удовольствие другим, если не умеешь доставить его себе. Это может показаться парадоксом, но это действительно так. Если ты хочешь полностью посвятить себя, отдать себя другим, то сначала должен научиться делать это по отношению к самому себе. Только тогда ты сможешь одаривать других не из обязанности, не из чувства вины, а из чистого удовольствия.

Если ты часто даришь удовольствие другим в ущерб самому себе, ценою многих жертв и постоянных усилий, да еще и считаешь себя прекрасным человеком, значит, на самом деле ты ничего не даришь, потому что не умеешь доставить удовольствие себе. Ты принадлежишь к тому типу людей, которые доставляют удовольствие другим в расчете на ответный дар — сами себе они его сделать не умеют. Но этот дар уже есть в тебе, только ты в него не веришь.

Нам давно пора избавиться от верований, которые нам вдолбили в головы еще в детстве и которые не позволяют нам дарить себе удовольствие. Я с большим трудом принимаю тот факт, что христианские религии показывают нам образ Иисуса почти исключительно на кресте, в агонии и страданиях, хотя в действительности эти страдания продолжались лишь несколько мгновений из всей его жизни на Земле. Вместо того чтобы показать нам образ Иисуса улыбающегося, счастливого, жизнерадостного, с раскрытыми объятиями, показать нам его великую любовь, — нам почему-то показывают страдающее существо.

Доставлять себе удовольствие — это тот аспект жизни, которому нам надлежит уделить самое пристальное внимание. Нам предстоит осознать все выгоды от того, что мы научимся доставлять себе удовольствие, делать различные вещи ради удовольствия доставить удовольствие, не чувствуя себя должником