Лиз Бурбо

Слушай свое тело – снова и снова! (Часть 1)

еще больше)».

Бывает и наоборот: ты делаешь вывод, что выполняешь меньше работы, чем кто-то из сотрудников. Если при этом ты испытываешь чувство вины, то проявляешь несправедливость к самому себе, поскольку сравниваешь себя с человеком, чья работоспособность превышает твою. И в этом случае снова сравнение неблаготворно — оно разрушает твое счастье, подавляя самоуважение.

Люди сравнивают себя повсюду. Один родитель сравнивает себя с другими родителями по уровню образования, которое он обеспечил детям. Кто-то сравнивает себя по умению распоряжаться деньгами — находит, что другие тратят меньше, и чувствует себя виноватым; или, наоборот, считает других неэкономными и критикует их.

Еще кто-то сравнивает себя с супругом: «Он лучше меня намного, мне следует больше работать, я чувствую вину, когда вижу, как он старается». Есть люди, которые не могут простить себе, что в свое время не получили какого-то диплома: «Вот этот человек преуспевает по сравнению со мной, потому что у него есть диплом!»

На каждом шагу мы сравниваем себя по скорости — восприятия, действия и т. п. «Быстрый» человек часто поглядывает на других и тешит себя: «Я это делаю быстрее, чем они». При этом он с трудом воспринимает мысль, что другие могут быть медлительны именно потому, что считают свою работу более качественной. С другой стороны, медлительный человек также может сравнивать себя с людьми проворными и испытывать чувство вины или неполноценности. Вот почему сравнение себя с другими никогда не бывает благотворным. Те, кто считает себя лучше других, впадают в критикантство и нетерпимость; те же, кто считает себя хуже других, чрезмерно обвиняют себя и чем больше стараются измениться, тем меньше изменяются и тем больше отвергают сами себя.

Человек, часто сравнивающий себя с другими, обычно не бывает уравновешенным; он не в контакте со своим внутренним БОГОМ.

На чем мы основываемся, когда сравниваем? На нашем прошлом. На том, чему мы научились, на наших воспоминаниях, которые приходят из интеллекта. Когда интеллект становится нашим хозяином и мы забываем БОГА внутри себя, мы теряем состояние равновесия. Нам необходимо помнить, что интеллект должен состоять на службе у внутреннего БОГА, а не заменять его.

Уравновешенный человек—тот, кто пребывает в контакте со своей внутренней значимостью. Когда он наблюдает другого человека, который ему в чем-то уступает или, наоборот, превосходит его, он тоже основывается на прошлом, на том, что он уже видел и слышал. Но это только наблюдение, а не сравнение, не суждение и не критика, которые могли бы заставить его почувствовать себя хуже или лучше других. Уравновешенный человек не мучается эмоциями. Его преимущество и мудрость в том и заключаются, чтобы наблюдать, но не сравнивать.

Откуда у нас это стремление сравнивать? Из детства: так вели себя родители, когда мы были маленькими. Мы слышали, как родители сравнивали себя с другими людьми, сравнивали нас, детей, друг с другом, заявляли, что вот такой-то лучше, чем этот, а этот лучше, чем еще кто-то. От них и мы научились сравнивать. Поскольку то, чему мы научились, имеет очень большой, чаще всего доминирующий вес в нашей жизни, то мы сохраняем эту скверную привычку сравнивать и в зрелые годы. И поэтому исключительно актуально и важно понять: пока мы занимаемся сравнениями, наше неприятие будет только усиливаться.

Для того чтобы осознать, насколько ты втянулся в сравнение себя с другими, понаблюдай за своей манерой сравнивать других людей между собой. Ведь приходилось же тебе сравнивать, например, твоего ребенка с ребенком твоей сестры? Или двух коллег по работе? Этого достаточно: если ты проводишь сравнения между другими людьми, это верный знак, что ты сравниваешь и себя.

Сравнивая себя с другими, многие этим не ограничиваются, они сравнивают себя даже с самим собой: «Не понимаю, я же был когда-то более организованным. И энергии у меня было больше. Почему мне так трудно делать то, что раньше не составляло никаких проблем?» Занимаясь такими сравнениями, человек не может оторваться от воспоминаний, от своего прошлого. Он не живет в настоящем времени.

Другой способ поймать себя на сравнении — проследить за собственными выражениями. Слова «больше», «меньше», «слишком» или «недостаточно» обычно являются признаками сравнения. Человек, начинающий фразу словами «А вот я...», скорее всего, собирается сравнить себя с кем-то по поводу только что сказанного или происшедшего. Некоторые люди любят употреблять выражения типа «ему