Лиз Бурбо

Слушай свое тело – снова и снова! (Часть 1)

Да, ничего не поделаешь, иногда приходится и понервничать».

Я отнюдь не хочу сказать, что тебе следует изливать свою душу ребенку, делиться с ним секретами или рассчитывать на то, что он поможет тебе в чем-то разобраться. Достаточно быть с ним правдивым, когда он задает вопросы. Это будет для него наилучшей подготовкой к будущим столкновениям с реальной жизнью. Когда родители расстроены или взвинчены, но сдерживают себя, не желая говорить откровенно, напряжение передается и детям. Если ты дашь себе право на эту слабость и скажешь ребенку правду, ты увидишь, как он расслабится и тоже станет более откровенным.

Есть еще одно преимущество в том, чтобы иметь детей: они помогают родителям совершить переход из эпохи Рыб в эпоху Водолея, то есть из эпохи, когда взрослые люди стремились соответствовать норме и действовать согласно норме, к новым временам, когда необходимо научиться жить настоящим временем и быть естественным.

Для сегодняшних детей принимать пищу, когда есть не хочется, выглядит полной бессмыслицей. Ребенок считает естественным есть тогда, когда этого хочет тело. Если родители говорят ребенку: «Положи игрушку на место, сейчас время кушать», а ребенок не голоден, они должны быть готовы к тому, что он совершенно выйдет из повиновения.

То же самое с отходом ко сну. Если у тебя в доме двое, трое или четверо детей, мне нетрудно представить, как ты сокрушаешься: «Господи, что же это будет за семейство, если каждый из них будет есть, когда захочет, и ложиться спать, когда ему вздумается!» Тебе просто необходимо проверить экспериментально мои предложения на этот счет, и ты увидишь, сколь безосновательны твои опасения. Эксперимент гораздо проще, чем тебе может показаться. Скажи детям: «Я не могу себе позволить каждый раз готовить вам еду по первому требованию. Если вам не хочется есть в назначенное время, я буду оставлять приготовленную еду в холодильнике; будете есть холодное или подогревать сами, когда проголодаетесь». Питательная ценность продуктов не зависит от того, горячие они или охлаждены. Когда говорят, что есть нужно свежеприготовленную пищу, — это не более чем интеллектуальное верование.

Я вполне отдаю себе отчет в том, что довольно часто ребенок намеренно отказывается от еды именно в установленное время, лишь бы показать родителям, что он не позволит собой манипулировать. Как правило, ребенку хочется есть в нормальные часы приема пищи — если только его не пичкают постоянно — ведь он растет. Если он почувствует, что волен есть тогда, когда ему этого хочется, то чаще всего будет делать это именно в обычные часы.

Что касается укладывания детей, то и в этом вопросе родителям следует быть правдивыми. Ведь большинство из них говорят детям: «Тебе пора ложиться спать», а думают при этом другое: «Пришло время, когда я могу уединиться и часок отдохнуть». Получается, что родители пытаются внушить ребенку, что они заботятся о его здоровье и только поэтому заставляют его рано ложиться; но это неправда, и ребенок это чувствует.

А почему бы не сказать ребенку: «Уже восьмой час, у меня сегодня был очень тяжелый день, мне необходимо отдохнуть. Я прошу тебя, ступай теперь в свою комнату, поиграй там или почитай книжку. Спать сейчас не обязательно, ляжешь, когда захочешь. Только одно условие — не шуметь»? Я знаю немало родителей, которые достигли фантастических результатов, используя эту методику. Ибо ребенок чувствует, что им не манипулируют, что его не контролируют. Он чувствует, что его уважают. Правда и последовательность благотворно влияют на всю семью.

Дети помогают нам осознавать себя. Современные дети настолько проницательны, что моментально обнаруживают слабости взрослых, а обнаружив, тут же пускают в ход все средства, чтобы манипулировать нами и чтобы выяснить, как далеко можно зайти. Многие видят в этом дурные наклонности, но это ошибка. У детей манипулирование тесно связано с творчеством: они находятся в постоянном поиске, они ищут новые средства преодоления пределов — конечно же, временных, и они это хорошо знают.

А вот чего они часто не осознают, так это экологических последствий своей исследовательской деятельности. Мы должны уметь распознавать их творческое начало и их инициативу, используя в то же время закон причины и следствия, чтобы своевременно поправлять этих исследователей — то есть давать им испытать на практике результаты их манипуляций.

Взаимодействие с малышами полезно взрослому человеку еще и потому, что ему не придется долго искать свои слабости: он