Шардза Таши Гьялцен

Капли сердца Дхармакайи

является ум30.

Важно, чтобы твой взгляд был направлен в пространство, а ты оставался в состоянии осознавания с успокоенным дыханием, ни на что не отвлекаясь31.

В “Жанг Жунг Ньенгью” дается три техники -взгляд темноты, пространства и света. Описание первой не включено в данный текст, который упоминает лишь о взглядах пространства и света. Практика темноты имеет целью стабилизировать, состояние осознавания и используется для начального развития видений.

Вначале видения возникают изнутри тигле, так что появляется только верхняя или нижняя половина, и неотчетливо. В это время тебе следует продолжать удерживать взгляд прямо перед собой в естественном состоянии32.

В общих чертах это так, но есть и другие замечания. Если ты умираешь, находясь на стадии “объединения четырех видений мудрости”, то подобным образом в промежуточном состоянии будет существовать четыре видения мудрости. И тогда ты достигнешь реализации и получишь освобождение. Если ты умираешь в то время, когда в твоих видениях присутствуют треугольные формы, тогда в промежуточном состоянии ты достигнешь освобождения. Если во время твоей смерти видения имеют круглую форму и напоминают четы-рехлепестковые цветы, ты достигнешь ясного видения в первом бардо промежуточного состояния. И, наконец, если все цвета и формы получают свое завершение во время твоей смерти, тогда, находясь в промежуточном состоянии, ты постигнешь, чем являются все видения до бардо рождения (бардо сипай; срид па'й бар до), и ты достигнешь освобождения33.

Когда тигле становятся размером со щиты и обретают круглую форму, то это значит, что видения достигли конечной стадии. Больше они не увеличиваются. Каждое содержит пять цветов по внешнему краю с мандалами божеств с супругами и различного рода спутниками внутри. Это почти конечное видение.

Третье видение. Теперь возникает завершенное видение. Все эти видения спонтанно существуют в пределах естественного состояния, и, поскольку ты использовал методы для того, чтобы развить их, видения начинают являться тебе. Они приходят не откуда-то снаружи. Когда видения достигнут своего завершения, появятся миролюбивые и гневные божества — не в виде изваяний, а непосредственно из естественного состояния в формах Самбхогакайи и Нирманакайи. Каждое божество будет иметь тридцать два особых знака и восемьдесят один дополнительный. Они возникают по той причине, что практикующий достиг завершения видения. Лишь благодаря методам Тхогей и Тречхо, без какой-либо визуализации или мантры являются божества; поэтому это высшая практика.

Как бы ни именовались эти видения, их природой является единство. Они становятся видимыми, хотя существуют спонтанно. Это ты вошел в естественное состояние, не они. Тебя не должны ограничивать никакие видения. В одиночестве или парами, миролюбивые или гневные, дакини

— они являются потому, что ты практиковал единство и достиг стабильности и ясности.

Поэтому эти видения являются тебе. В них могут присутствовать свита и спутники божеств, мандалы и т.д. с украшениями и орнаментом. Они появляются естественным путем, поскольку все существует спонтанно. Ты не делал ничего особенного, ты просто использовал методы.

Цитата из “Тогбеп”: “Знаками являются лучи ясности и украшения образов”.

Пять ярких ламп сияют из макушки

Когда возникают завершенные видения, пять мудростей являются практикующему непосредственно. Одновременно все видения смешиваются с внешним видением. Реальное видение смешивается с внешним, и для тебя это становится одним и тем же — материальные вещи смешиваются с твоим видением. И в то же время все видения освобождаются сами по себе. Таким образом тебе является “пустотная мудрость” — и, что бы ты ни видел, появляется мудрость. Не имеет значения, видишь ты друзей или врагов — в твоем видении все освобождается. Видения оказываются полностью смешанными. Все обычные жизненные видения воспринимаются как миры Будды и пять семей Будды. Ты можешь видеть, как из твоей груди исходят пятицветные лучи, соединяющие тебя с этими божествами. Из твоих бровей также исходят лучи с тигле между ними, становясь подобными мандалам восьмидесяти шести гневных божеств; а внутри сердца находятся сорок пять миролюбивых божеств, которые ты можешь видеть.

Каналы становятся полностью очищенными, и через них являются божества и другие существа. И в это время все обычные мысли, которые смешаны с неведением, полностью очищаются и освобождаются. Мудрость и осознавание являются непосредственно.

В это время ты можешь концентрировать свое внимание на камнях и сдвигать их, если