Шардза Таши Гьялцен

Капли сердца Дхармакайи

мудрости”. Она объясняется как отсутствие привязанности к объектам — все оставляется так, как есть23. Если тебе удалось стабилизировать свой свет, оставаясь в естественном состоянии, ты добьешься развития очень точного и ясного знания. Это знание намного более ясное, чем то, которое обретается посредством изучения. И действительно, все, что ты говоришь или чему учишь, приходит без процесса размышления или изучения — все приходит автоматически. Все является совершенным и точным. Это именуется цал (энергией) этой природы.

Ясность имеет вид жемчужин и золотых нитей; природа являет собой мудрость, и подобные формы являют собой цал мудрости. Какие бы видения у вас ни возникали, они все имеют одру природу и восходят к одной истине. Различаются они лишь по названиям.

Они пребывают в золотой земле, и восемь ясных зеркал украшают тело

Это означает, что основная пустотная природа является тем местом, откуда исходят и куда возвращаются все видения, оба аспекта находятся в единстве. Пространство темно- голубое. Из этого темно-голубого пространства вырастают и проявляются пять цветов. Истинная сущность осознавания находится внутри сердца, но формы и цвета возникают подобно бусинам малы через глаза24. Когда ты концентрируешься на солнечном свете, ты видишь нити, которые первоначально имеют черный или белый цвет. Два типа осознавания — это осознавание природы (естественное состояние) и осознавание ясности (видения)25. В земле все золотое, нельзя найти там камней — одно лишь золото. Точно.так же, если все видится как отражения, исходящие из естественного состояния или уходящие в него, тогда все видения воспринимаются как пустотная природа, единство26. Все видения — это то, что существует спонтанно в единстве. Когда практикуются эти методы, видения начинают являться практикующему.

Четыре великие реки распространяют его заслуги и волшебство

Под этими четырьмя великими реками подразумеваются четыре видения.

Цитата из “Тродрел Ригпай Целванг (спрос брал риг па'й ртсал дбанг)”, первоначального текста “Жанг Жунг Нъенгью”: “Первое видение — это прямое видение, возникающее из пустоты. Затем — видение, которое относится к развитию, затем — видение, которое является завершенным, и, наконец, видение, которое растворяется обратно в пустоте”27.

Это лишь показатель того, насколько интенсивно ты выполнял практику; их не следует сравнивать с бхуми. Путь накопления подобен хождению, в то время как это подобно полетам в небе.

Первое видение — прямое видение, возникающее из пустоты. Четыре метода практики (тела, речи, ума и взгляда) уже были упомянуты выше. Если ты используешь эти методы, то из сердечной чакры, где находится сущность Будды (естественное состояние), начнут возникать видения. Когда ты станешь применять эти четыре метода, ты начнешь видеть радуги и тигле, и оттуда начнутся видения. Вначале будет много тигле, иногда расположенные друг на друге, подобно бусам, иногда — бок о бок и в постоянном движении; иногда ясные, иногда — не такие ясные. Источник видений можно сравнить с солнцем и его лучами — единство являет собой реальную природу, но она не выразима словами. Видения подобны лучам, являющимся практикующему, но не через обычные органы чувственного восприятия. Они именуются тигле свастики. Они подобны зеркалу и твоему лицу — твое лицо отражается в зеркале, но ты не можешь провести различие между зеркалом и своим отражением — оба они являются одним. Точно так же, когда ты имеешь видения, ты не можешь отделить их от единого. Ты должен понять это.

Если ты не поймешь этого, ты будешь рассматривать отражения как объекты, а себя — как наблюдающего субъекта. Наблюдающий и наблюдаемое соединены мыслью, что является ошибкой цепляющейся мысли. Данный метод выполнения практики дает освобождение всем этим видениям. Признаком этого является то, что они видятся в форме очень мелких бусин (тигле), движущихся под углом, что создает многообразие рисунков. По углам расположены маленькие и мелкие тигле.

Эти видения связаны с ветрами, поэтому они постоянно движутся. Однако ты не должен ни следовать этим видениям, ни уделять им слишком много внимания, либо вообще интересоваться ими. Это значит, что, какие бы видения или тигле не возникали, тебе следует только наблюдать за видениями, не следуя им. Ты должен оставаться в естественном состоянии, не заботясь о том, какие видения возникают.

Цитата из “Тогбеп (тхог 'бебс)”: “Существует два метода, которые следует использовать вместе — днем и при дневном свете используй солнце и огненный кристалл (увеличительное стекло),