Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 2)

96 sq. (Ceram).

101. Scharer, Die Gottesidee, p. 35 sq.

102. Ibid., p. 37 sq.

103. Scharer, ibid., p. 34.

104. Scharer, ibid., p. 76 sq. и вклейки I-II.

105. Alfred Steinmann, Das kultische Schiff in Indonesien ('Jahrbuch fur prahistorische ethnographische Kunst', XIII-XIV, Berlin, 1939-1940, p. 149-205), p. 163; id., Eine Geisterschiffmalerei aus Sudborneo, 'Jahrbuch des Bernischen Historischen Museum in Bern', XXII, 1942, p. 107-112.

106. A. Steinmann, Das kultische Schiff, p. 163.

107. A. Steinmann, ibid., p. 163. В Японии мачта и дерево еще и сегодня считаются 'дорогой богов'; см. A. Slawik, Kultische Geheimbunde der Japaner und Germanen, p. 727-728, n. 10.

108. Steinmann, ibid., p. 189.

109. Но, как и следовало ожидать, многие умершие достигают Неба: E. M. Loeb, Sumatra, p. 75. О многообразии посмертных путей см. ниже, главу X, раздел ''Лодка умерших' и шаманская лодка'.

110. E. M. Loeb, Sumatra, p. 74-78.

111. Как мы уже неоднократно отмечали — и будем уточнять в дальнейшем, — это явление распространено во всем малайском мире. Ср., например, исламские влияния у тораджей: E. M. Loeb, Shaman and Seer, p. 61; сложные индийские влияния на малайцев: J. Cuisinier, Danses magiques de Kelantan, p.16, 90, 108 и т.д.; R. O. Windstedt, Shaman, Saiva and Sufi. A Study of the Evolution of Malay Magic, London, 1925, особенно p. 8 sq., 55 sq., et passim (исламские влияния, p. 28 sq., et passim); id., Indian Influence in the Malay World, 'Journal of the Royal Asiatic Society', III-IV, 1944, p. 186-196; Munsterberger, Ethnologische Studien, p. 83 sq., индийские влияния в Индонезии; индуистические влияния в Полинезии: E. S. С. Handy, Polynesian Religion, 'Berenice P. Bishop Museum Bulletin', 4, Honolulu, 1927, passim; Chadwick, The Growth of Literature, III, p. 303 sq.; W. E. Muhlmann, Arioi und Mamaia. Eine Ethnologische, religionssoziologische und historische Studie uber Kultbunde, Wiesbaden, 1955, p. 177 sq. (индусские и буддистские влияния в Полинезии). Не нужно, однако, забывать, что эти влияния преимущественно модифицировали только выражение магико-религиозной жизни; во всяком случае, они не создали больших мифо-космологических схем, которые интересуют нас в данной работе.

112. E. M. Loeb, Sumatra, p. 124.

113. E. M. Loeb, Sumatra, p. 150 sq. Автор замечает (p. 154) сходство между этим комплексом адской мифологии жителей Ниаса и идеями индийского народа нагов. Это сравнение можно расширить и на другие коренные народы Индии; речь идет об остатках того, что называется австроазиатской цивилизацией, к которой относятся доарийские и додравидские народы Индии и некоторые коренные народы Индокитая и Островной Индии. О некоторых характерных ее чертах см. Eliade, Joga, p. 340 sq.; Coedes, Les Etats hindouises, p. 23 sq.

Примечания к главе 9:

1. W. Thalbitzer, Parallels within the Culture of the Arctic Peoples, 'Annaes de XX Congresso International de Americanistas', vol. I, Rio de Janeiro, 1925, p. 283-287; Fr. Birket-Smith, Ueber die Herkunft der Eskimos und ihre Stellung in der zirkumpolaren Kulturenwicklung, 'Anthropos', vol. 25, 1930, p. 1-23; Paul Rivet, Los Origines del hombre americano, Mexico, 1943, p. 105. Были попытки даже найти лингвистическое родство между эскимосским языком и среднеазиатскими диалектами, см., например, Aurelien Sauvageot, Eskimo et Ouralien, 'Journal de la Societe des Americanistes', Nouvelle Serie, vol. XVI, Paris, 1924, p. 279-316, но эта гипотеза еще не получила признания специалистов.

2. Knud Rasmussen, Die Thulefahrt, Frankfurt, 1926, p. 145 sq. Шаманы как посредники между людьми и Силой [Sila] (Космократ, Господь Вселенной) особенно почитают этого Великого Бога, пытаясь войти с ним в контакт путем концентрации и медитации.

3. W. Thalbitzer, The Heathen Priests of East Greenland, p. 457; Knud Rasmussen, Intellectual Culture of the Iglulik Eskimos, p. 109; id., Intellektual Culture of the Copper Eskimos, p. 28 sq.; E. M. Weyer, The Eskimos, p. 422, 437 sq.

4. См., например, Knud Rasmussen, Intellectual Culture of the Iglulik Eskimos, p. 133 sq., 144 sq.

5. Считается, что душа больного отправляется в страны, богатые всякого рода сакральностью: великие космические страны ('Луна', 'Небо'), места, посещаемые умершими, источники жизни ('страна медведей', как у гренландских эскимосов, см. W. Thalbitzer, Les Magiciens esquimaux, p. 80 sq.).

6. Knud Rasmussen, The Netsilik Eskimos. Social Life and Spiritual Culture, 'Report of the Fifth Thule Expedition', VIII, 1-2, Kopenhague, 1931, p. 299