Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 2)

Ritus in den Opferungen der altaischen Turken, p. 84-86. У лебединских татар коня приносят в жертву в полнолуние, следующее за летним солнцестоянием; цель преследуется аграрная ('чтобы рос хлеб'), и весьма вероятно, что мы здесь имеем дело с поздним замещением (Harva, p. 577, согласно Хильдену — K. Hilden). Ту же 'аграризацию' принесения в жертву коня мы встречаем и у телеутов (жертвоприношение 20 июня, 'среди полей', Harva, p. 577). Буряты также практикуют принесение в жертву коня, но шаман при этом не играет никакой роли; речь идет о церемонии, характерной для народов с развитым коневодством. Наиболее подробное описание жертвоприношения дает Джеремия Кэртин (Jeremiah Kurtin, A Journey in Southern Siberia, p. 44-52). Другие подробности можно найти в Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 574 sq. (по Шашкову), и у Шмидта (Schmidt, Der Ursprung, X, p. 226 sq).

44. Об этом мотиве см. также W. Schmidt, Der Ursprung, XI, p. 651-658.

45. См. W. Koppers, Pferdeopfer und Pferdekult der Indogermanen, 'Wiener Beitrage zur Kulturgeschichte und Linguistik', vol. IV, Salzbourg-Leipzig, 1936, p. 279-412; id., Urturkentum und Urindogermanentum im Lichte der volkerkundlichen Universalgeschichte, 'Belleten', No. 20, Ankara, 1941, p. 481-525.

46. Об этом имени см. Paul Pelliot, Tangrim (tarim), 'T'oung Pao', vol. 37, 1944, p. 165-185. 'Название 'Небо' является древнейшим из наименований, засвидетельствованных в алтайских языках, поскольку оно известно уже в языке хионг-ну в начале христианской эры' (ibid., p. 165).

47. Cм. Eliade, Traite..., p. 65. См. также J.-P. Roux, Tangri; N. Palissen, Die alte Religion der Mongolen und der Kultus Tchingis-Chans, 'Numen', III, 1956, p. 178-229, особенно p. 185 sq.

48. Schmidt, Der Ursprung, IX, p. 143.

49. Eliade, Traite..., p. 53 sq.

50. A. Gahs, op. cit.

51. Eliade, Traite..., p. 92.

52. Ibid., p. 92 sq.

53. А. В. Анохин, Материалы по шаманству у алтайцев, с. 84-91; cм. комментарий W. Schmidt, Der Ursprung, IX, p. 384-393.

54. С. Н. Потанин, Очерки северо-западной Монголии, том IV, с. 64-68; краткий пересказ в Mikhailowski, p. 72-73; Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 558-559; комментарий в Schmidt, Der Ursprung, IX, p. 393-398.

55. В сибирском фольклоре герой неоднократно выносится орлом или другой птицей из глубин Ада на поверхность Земли. У гольдов шаман не может предпринимать экстатическое путешествие в Ад без помощи птицы-духа (коори), которая обеспечивает его возвращение на поверхность земли: самый трудный участок обратной дороги шаман преодолевает на спине своего КООРИ (Harva, op. cit., p. 338).

56. N. K. Chadwick, Shamanisme among the Tatars of Central Asia ('Journal of the Royal Anthropological Institute', LXVI, London, 1936, p. 75-112), p. 111; id., Poetry and Prophecy, p. 82, 101; H. M. & N. K. Chadwick, The Growth of Literature, III, p. 217.

57. Uno Harva, Die religiosen Vorstellungen, p. 343 sq.; специально на эту тему см. Eliade, Mythologie de la Mort (готовится к изданию).

58. Harva, ibid., p. 350; см. также ниже.

59. Harva, p. 346.

60. Radlov, Aus Sibirien, II, p. 12.

61. Harva, p. 360 sq.

62. Harva, ibid.

63. Согласно Серошевскому, некоторые якуты представляют царство умерших 'за восьмым небом, на севере, в стране, где господствует вечная ночь, непрерывно веет ледяной ветер, светит бледное солнце Севера, луна показывается только обратной стороной, молодые юноши и девушки вечно остаются девственными...', тогда как по мнению других под землей существует потусторонний мир точно такой же, как и наш, в который можно попасть через отверстие, оставленное жителями подземных стран для вентиляции (Du chamanisme, p. 206 sq.); B. D. Shimkin, A Sketch of the Ket, or Yenisei Ostyak, p. 166 sq.

64. Harva, p. 362.

65. Harva, p. 367.

66. Harva, p. 281; см. также p. 309.

67. Harva, p. 282 sq.

68. Ibid., p. 287 sq.

69. На эти верования алтайских народов, вероятно, оказали влияние христианство и ислам. Телеуты созывают на пиршество через семь, сорок дней или один год после смерти — узют пайрами: даже само название пайрам свидетельствует о южном происхождении (персидское байрам — 'праздник'; Harva, p. 323). Встречается также обычай поминок через 49 дней после смерти, что указывает на влияние ламаизма (ibid., p. 332). Можно, однако, предположить, что эти южные влияния привились к древнему празднику умерших, несколько изменяя его значение, поскольку 'бдение над умершим' — широко распространенный обычай, главной целью которого являются символические проводы умершего