Мирча Злиаде

Шаманизм, архаические техники экстаза (Часть 2)

произносились имена умерших, и кость становилась легкой, когда звучало имя того, кто уже перевоплотился. Еще и сегодня читаются имена перед новорожденным, который улыбается, когда слышит подлиннoе (ibid., p. 161).

82. Jochelson, op. cit., p. 192 sq.

83. См., например, ibid., p. 200.

84. Ibid., p. 197; бубен называется ялгил — 'море' (ibid., p. 195).

85. Ibid., p. 196-199. Мы узнаем классический сценарий путешествия в Ад: стражница порога, собака, переправа через реку. Незачем напоминать здесь все шаманские или другие параллели; к некоторым из этих мотивов мы еще вернемся.

86. Jochelson, The Yukaghir, p. 205 sq.

87. Ibid., p. 210 sq.

88. Ibid., p. 208 sq.

89. Ibid., p. 162.

90. W. I. Jochelson, The Koryak, p. 92, 117.

91. W. I. Jochelson, ibid., p. 93, fig. 40, 41 — наивные рисунки одного коряка, изображающие два шаманских жертвоприношения: в первом случае Калау перехватывает жертву с известными последствиями; в другом жертвенная собака попадает к 'Тому, который вверху', и больной исцелен. Жертвы Богу приносят, обращаясь лицом на восток, а жертвы Калау — на запад. (Те же направления жертвоприношений у якутов, самоедов и алтайцев. Только у бурятов направления противоположны: восток для злых Тэнгри, запад для добрых Тэнгри; см. Агапитов и Хангалов, Шаманство у бурят, p. 4; Jochelson, ibid., p. 93).

92. Jochelson, The Koryak, p. 102.

93. Ibid., p. 103, 121.

94. Ibid., p. 301 sq.

95. Ibid., p. 293, 304.

96. Ibid., p. 48.

97. Ibid., p. 49.

98. Ibid., p. 51.

99. Ibid., p. 47.

100. Ibid., p. 103. 'Отверстию' в Небе соответствует отверстие в Земле, которое, согласно космологической схеме, характерной для Северной Азии, обеспечивает возможность перехода в Преисподнюю (см. ниже). Переход, который быстро открывается и быстро закрывается, является очень распространенным символом 'прорыва уровней' и часто упоминается в рассказах о посвящении. См. Ibid., корякскую сказку, в которой девушка дает себя проглотить чудовищу-людоеду, чтобы быстрее спуститься в Ад и возвратиться на землю прежде, чем 'дорога умерших' закроется за всеми остальными жертвами каннибала. Эта сказка поразительно связно сохраняет несколько мотивов посвящения: переход в Ад через желудок чудовища; поиск и спасение невинных жертв; проход в потусторонний мир, открывающийся и закрывающийся на несколько мгновений.

101. Jochelson, The Koryak, p. 48.

102. Waldemar G. Bogoras, The Chukchee, p. 374, 413.

103. Bogoras, ibid., p. 413.

104. Ibid., p. 421.

105. Ibid., p. 425.

106. Ibid., p. 426.

107. Традиция восхождения на Небо особенно живуча в чукотских мифах. См., например, историю юноши, который женился на небесной фее ('sky-girl') и попал на Небо, вскарабкавшись по крутой горе: W. G. Bogoras, Chukchee Mythology, 'Memoirs of the Amer. Museum of Natural Hystory, XII, Jesup North Pacific Expedition', VIII, Leyde-New York, 1910-1912, p. 107.

108. Bogoras, The Chukchee, p. 331.

109. Ibid., p. 434.

110. Ibid., p. 441.

111. Ibid., p. 438.

112. Bogoras (ibid., p. 435 sq.) считает, что можно объяснить 'посторонние голоса' чревовещанием чукотских шаманов. Но его фонограф зарегистрировал все эти 'голоса' точно так, как они были услышаны присутствующими, — то есть доносились из-за двери или из углов комнаты, а не издавались шаманом. Запись 'показала очень четкую разницу между голосом шамана, доносящимся издали, и голосами 'духов', говорившими, казалось, прямо в рупор аппарата' (p. 436). Позже мы опишем несколько других демонстраций магических способностей чукотских шаманов. Как мы уже говорили, проблема 'подлинности' шаманских явлений выходит за рамки нашей книги. См. анализ и смелую интерпретацию таких явлений в E. de Martino, Il mundo magico. Prolegomena a una storia del magismo, Torino, 1948, passim (чукотские факты p. 46 sq.). О 'шаманских фокусах' см. также Mikhailowski, ibid., p. 137.

113. Bogoras, The Chukchee, p. 438 sq.

114. Ibid., p. 440 — откровения души одной старой девы.

115. Ibid., p. 441.

116. Ibid., p. 463. Считается, что шаман открывает череп больного и снова вставляет туда душу, которую он только что поймал в облике мухи; но можно также внедрить душу через рот, через пальцы, например через большой палец ноги (см. Bogoras, ibid., p. 333). Человеческая душа обычно появляется в облике мухи или пчелы. Но, как и другие сибирские народы, чукчи знают несколько душ: после смерти одна из них улетает на Небо с дымом костра, другая нисходит в Ад, где продолжает свое существование точно так же, как она жила здесь, на земле (ibid.,