Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

Игорь Северянин,

Своей победой упоен... -

восторгался третий.

Мой стих шагнет через хребты веков

И через головы поэтов и правительств... -

утверждал, подменяя возможное четвертый.

Каждый из этих деклараторов убежден, что гениальность -

качество, неотъемлемое от его личности, даже его достижение.

Подобно подросткам, чувствующим себя сильнее своих сверстников,

они кичливо напрягают изо всех сил свои поэтические бицепсы и с

глубоким презрением, сверху вниз поглядывают на остальную

детвору. Все это - таланты, ослепленные самими собой, мастера,

создающие во имя свое, рабы самости; это не гении, а самозванцы

гениальности. Подобно самозванным царям нашей истории,

некоторым из них удавалось достичь литературного трона и

продержаться на нем несколько лет, одному - даже около трех

десятилетий. Но суд времени подвергал их каждый раз

беспощадному развенчанию, потомство отводило этим именам

подобающие им скромные места, а личная карма, утяжеленная

гордыней и самоослеплением, осложненная понижением моральных

требований к себе ('мне позволено больше всех, потому что я

выше всех') - увлекала такую личность в ее посмертии прочь и

прочь от Синклита метакультуры.

Я был бы понят совершенно неправильно, если бы кто-нибудь

попытался из моих слов сделать вывод, что я будто бы

подготавливаю читателя к тому, чтобы он не удивился требованию,

которое я на следующих страницах предъявлю любому художнику:

чтобы в его созданиях непременно сказывалась этическая

тенденция, руководящая религиозно-нравственная идея. Прежде чем

предъявлять какие-либо 'требования', я забочусь о том, чтобы

характеризовать не то, что должно быть, а то, что наличествует

в действительности как факт. Именно с этой целью я, вводя

понятие вестничества, отграничиваю его от понятий гениальности

и таланта. Смешно и дико было бы предъявлять ко всякому

художнику требование: раз вестнику свойственно то-то, старайся

быть таким же. Гениальность и талант сами по себе, не

совмещенные с даром вестничества, являются, однако, тоже

божественными дарами, но иначе вручаемыми и содержащими иные

потенции. Трансфизическое отличие просто гения и просто таланта

от вестника есть большая или меньшая, но всегда - личная

одаренность натуры; талант и даже гениальность - это такие

общечеловеческие способности, которые в данной личности

достигли высшей степени развития, чем в других, благодаря

особенностям ее психофизической структуры; особенности же эти

телеологически обусловлены формирующей работой тех или иных

Провиденциальных сил над шельтом, астралом, эфиром и физическим

телом. Никакой даймон к такому художнику не послан, никакая

муза ничего ему не внушает и никто невидимый не трудится над

тем, чтобы приоткрыть органы его духовного восприятия. Такой

человек, будь он талантлив или гениален, не может переживать

сверхличной природы своих вдохновений по той простой причине,

что такой сверхличной природы у этих вдохновений нет. Если мы

встречаемся с подобными утверждениями в устах молодого, не

достигшего еще зенита дарования, то здесь надо предположить

одно из трех: либо это действительно юный вестник, либо перед

нами дарование, вставшее в позу вестника и сознательно или

бессознательно копирующее осанку великих творцов искусства,

либо же, наконец, мы имеем дело просто с безобидным

литературным приемом, подобным выродившемуся в пустую

риторическую фигуру обращениям поэта к музе.

Талант и даже гений обладают не миссией, а

долженствованием, подобно всякому человеку, но ряд глубоко

индивидуальных особенностей отличает это долженствование от

остальных. Миссия же имеет всегда значение общее, очень

широкое, в ее осуществлении горячо заинтересована вся

метакультура. Для того чтобы художник мог быть вестником,

требуются более напряженные, длительные усилия Провиденциальных

сил, требуется неустанная, задолго до его физического рождения

начинающаяся работа над материальными покровами его монады со

стороны херувимов, даймонов, стихиалей, демиурга сверхнарода и

его Соборной Души, со стороны Синклита метакультуры и Синклита

Мира. Потому что приоткрытие духовных органов его существа -

без этого вестничество невозможно - процесс необычайно

трудоемкий,