д-р Васант Лад

Аюрведа

Индии в течение более чем 5000 лет.

Аюрведа и потенциал человека

Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил

внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего

космического проявления. В холистическом смысле взгляды Аюрведы на здоровье и 'болезнь'

принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом,

индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы человеку присущи четыре биологических и духовных

устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее

здоровье необходимо для осуществления этих запросов. Аюрведа помогает здоровому поддержать

здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни,

мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию,

здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение

истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем

надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к

самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.

Аюрведа, Йога, Тантра

Аюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии

на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских

священных писаниях). Йога - это наука о соединении с Божеством, с Истиной. Тантра - наиболее

прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с

Истиной, а Аюрведа - наука о жизни.

Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложении и

самоосознании. Цель Йоги и Тантры - освобождение, хотя только некоторые дисциплинированные

люди могут, практикуя данные методы, достичь этого.

В духовной эволюции человека Аюрведа является основой сознания. Йога - телом и Тантра -

головой. Чтобы осуществлять практику Йоги и Тантры, необходимо вначале понять Аюрведу.

Таким образом, Аюрведа, Йога и Тантра - это взаимозависимая триада. Ни одна из этих трех форм

не существует обособленно от двух других. Здоровье тела, сознания и ума зависит от знания и

практики трех этих учений в повседневной жизни.

Аюрведа и западное мышление

Западная медицина и мышление направлены к обобщению и разделению индивидуальности.

Например, согласно западным понятиям о норме большинство людей по своей конституции

нормальны. Аюрведа говорит, что нормальное состояние человека должно быть достигнуто в

процессе индивидуальной эволюции, ибо конституция каждого проявляется в его собственном

особом темпераменте и предназначении.

На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и

практического применения, на Западе - это постановка вопроса, анализы и логическое заключение.

Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает

субъективному. Восточная наука учит человека продвигаться вне различий между субъективным и

объективным. Эта разница в подходах может объяснить, почему иногда западный опыт труден для

восприятия методологии Аюрведы.

Многие положения, высказанные в этом вступлении к Аюрведе, могут вызвать вопросы

'как?' и 'почему?'. Автор напоминает читателю, что такие вопросы, хотя и неизбежны, не всегда

имеют ответы. Даже в современной западной медицине некоторые концепции признаны

'действующими' без доказательств, без полного понимания. Например, антибиотики

употребляются для разрушения бактерий, которые формируют токсины в теле, без надлежащего

объяснения, как и почему токсины формируются из бактерий.

Кроме того, Аюрведа является истинно холистической наукой, особенностью которой

считается суммирование многих элементов, содержащих Истину. Детальное и пристрастное

рассмотрение Аюрведы строгим наблюдателем может привести к неудовлетворенности и

разочарованию. Поэтому почтительно советуем читателю временно принять те положения,

которые вначале могут показаться неадекватно объясненными, до тех пор,