д-р Васант Лад

Аюрведа

/>

достичь этого уровня.

Эти три тонких ментальных энергии представлены в типах поведения, которые могут быть

исправлены и улучшены духовной практикой (такой, как йога). Аюрведический врач (вайдья)

может помочь в таком изменении поведения. Он знаком с функционированием этих качеств

(саттва, раджас и тамас), и он может определить, какое качество преобладает в личности,

наблюдая за поведением и диетой пациента. Употребляя эти практические ключи, он может

помочь пациенту придти к более уравновешенному образу жизни в психическом и физическом

аспектах.

Глава 4. Процесс болезни

Здоровье - это порядок, болезнь - расстройство порядка. В теле постоянно существует

взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть

полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению

порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью

также возможно.

Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды

выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее

в равновесие с внешним окружением, человек должен понять как происходит процесс болезни.

Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и

здоровья из беспорядка и болезни.

В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове 'дискомфорт'

'дис' означает 'лишение', 'комфорт' означает 'удобство'. Поэтому перед обсуждением

дискомфорта мы должны понять значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья

поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (вата,

питта, капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалий и испарина) производятся на

нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и

сознание действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен,

начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций

ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут

повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и

ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.

Классификация болезни

Согласно Аюрведе, болезнь можно классифицировать по ее источнику: психологическому,

духовному, физическому. Кроме этого болезнь выявляется по месту ее проявления: сердце, легкие,

печень и т.д. Болезненный процесс может начаться в желудке или в кишечнике, но проявиться в

сердце или в легких. Таким образом, болезнь может проявиться не в том месте, где она возникла.

Болезни также классифицируются по причинным факторам и по телесным доша (вата, питта,

капха).

Предрасположенность к болезни

Индивидуальность конституции обуславливает предрасположенность к болезни. Например,

личности капха имеют определенную тенденцию к капха заболеваниям, которые могут

выражаться в повторяющихся приступах тонзиллита, воспаления пазух, бронхита и закупорки

легких. Аналогично, личности питта склонны к заболеваниям желчного пузыря и печени, язве

пищеварительного тракта, повышению кислотности, гастритам и воспалительным процессам.

Личности питта также страдают от кожных нарушений, таких, как крапивница и сыпь. Люди вата

очень чувствительны к болям в нижней части спины, артритам, ишиасам, параличам и невралгии.

Вата-болезни возникают в толстой кишке, питта болезни происходят в тонкой кишке, а капха

нарушения коренятся в желудке. Дисбаланс индивидуальных свойств организма в этих местах

создаст несомненные признаки и симптомы.

Дисбаланс, как причина болезни, может возникнуть в сознании в форме некоторых

негативных сведений, и это может затем проявиться в уме (где зерно болезни может лежать

глубоко в подсознании), приняв форму страха, гнева или привязанности, через ум эти эмоции

проявятся в теле. Подавленный страх будет причиной нарушений вата, гнев приведет к избытку

питта, а зависть, гордыня и привязанность ухудшат функции капха. Эти нарушения в тридоша

воздействуют на