Рудольф Штайнер

Из летописи мира. Акаши-хроники

в чувственном мире. В этом

отношении эти существа стоят в мировом порядке на одну ступень

выше человека, хотя они и могут быть названы в указанном смысле

однородными с ним. Они образуют царство существ, стоящее над

человеком, следующую за ним в последовательности существ

иерархию. Их эфирное тело -- несмотря на однородность --

отлично от эфирного тела человека. Между тем, как человек

симпатиями и антипатиями своего эфирного тела включен в

сверхчувственное тело Земли, эти существа своей душевной жизнью

не привязаны к Земле.

Наблюдая, что переживают эти существа при помощи своего

эфирного тела, человек находит их переживания подобными тем,

какие он имеет и сам в своей душе. У них есть мышление; у них

есть чувства и воля. Но они достигают посредством своего

эфирного тела того, чего человек может достичь только

посредством физического тела. Посредством своего эфирного тела

они приходят к сознанию своего собственного существа. Человек

ничего 'не мог бы знать ни о каком сверхчувственном существе,

если бы он не возносил в сверхчувственные миры своих сил,

приобретаемых в физически-чувственном теле. Ясновидческое

сознание познает этих существ, становясь в человеке

способностью наблюдения при помощи эфирного тела. Это

ясновидческое сознание поднимает душу человека в тот мир, где

обитают и действуют эти существа. В сознании души только тогда

выступают образы (представления), доставляющие ей познание об

этих существах, когда она переживает самое себя в этом мире.

Ибо эти существа не воздействуют непосредственно на физический

мир, а вместе с тем и на физически-чувственное тело человека.

Для всех переживаний, которые могут быть доступны нам благодаря

этому телу, их не существует. Они -- духовные

(сверхчувственные) существа, которые как бы не вступают в

чувственный мир. Если человек не соблюдает границы между

чувственным и сверхчувственным мирами, оно легко может в свое

физическое сознание внести сверхчувственные образы, не

являющиеся истинным выражением для этих существ. Эти образы

возникают вследствие переживания ариманических и люциферических

существ, которые, хотя и однородны с только что описанными

сверхчувственными существами, однако, в противность им,

перенесли место своего обитания и своей деятельности в мир,

воспринимаемый человеком как мир чувств.

Когда человек, благодаря Переживанию 'Стража порога',

научился правильно соблюдать границу между сверхчувственным

миром и чувственным, то, наблюдая ясновидческим сознанием из

сверхчувственного мира люциферических и ариманических существ,

он познает этих существ в их истине. Он научается отличать их

от других духовных существ, оставшихся в пределах той арены

деятельности, которая отвечает их природе. С этой точки зрения

духовная наука должна описывать люциферических и ариманических

существ. Тогда относительно люциферических существ оказывается,

что соответствующей им ареной их деятельности является не

физически-чувственный мир, а в некотором отношении мир

элементарный. Когда в человеческую душу проникает в виде

образов то, что встает в этом мире, как бы из потоков его, и

эти образы действуют оживляюще в эфирном теле человека, не

принимая в душе обманчивого бытия, то в этих образах может

присутствовать люциферическое существование, погрешая своими

действиями против мирового порядка. Тогда это люциферическое

существо действует освобождающе на душу человека; оно возвышает

ее над погруженностью в чувственный мир. Но если душа человека

вовлекает в физически-чувственный мир ту жизнь, которую она

должна развивать в одном только элементарном мире, если она

дозволяет чувствованию в физическом теле находиться под

влиянием антипатий и симпатий, которым надлежало бы

господствовать только в эфирном теле, то благодаря такой душе

люциферическое существо приобретает влияние, возрастающее

против