Рудольф Штайнер

Из летописи мира. Акаши-хроники

незаметными, подобно легким душевным облачкам. По

этой причине, а также и потому, что от ясновидения ожидают

обычно не того, чем оно сначала бывает, а чего-то совсем иного,

многие серьезные искатели духовного мира не находят его. В этом

отношении также очень важна встреча со 'Стражем порога'. Если

человек укрепил свою душу именно в этом направлении

самопознания, то хотя бы эта встреча и была подобна только

первому, нежному и мимолетному проблеску духовного видения, она

все-таки не так легко поддается забвению, как другие

сверхчувственные впечатления, ибо в собственном существе своем

человек бывает сильнее заинтересован, нежели в чем-либо другом.

Но нет никакой необходимости, чтобы встреча со 'Стражем'

принадлежала к первым переживаниям ясновидения. Укрепление души

может происходить в различных направлениях. И первые

направления, которые усваивает себе душа, могут и до этой

встречи ввести скоро в ее духовный кругозор иных существ или

иные события. Однако, сравнительно вскоре после вступления в

сверхчувственный мир наступит и эта встреча.


О ЧУВСТВЕ 'Я' И О СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ К ЛЮБВИ, И

ОБ ИХ ОТНОШЕНИЯХ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МИРУ

Когда душа человека сознательно вступает в элементарный

мир, она видит себя вынужденной изменить многие представления,

усвоенные ею в чувственном мире. Если душа соответствующим

образом укрепит свои силы, она станет способной и к этой

перемене. Но сын ее отпугнет эта работа над своим укреплением,

то ею может овладеть при вступлении в элементарный мир чувство

потери всякой твердой почвы, на которой она должна строить свою

внутреннюю жизнь. Представления, вырабатываемые в

физически-чувственном мире, лишь до тех пор служат препятствием

к вступлению в элементарный мир, пока человек хочет удержать их

точно такими, какими он приобрел их в чувственном мире. Но для

этого нет никакого основания, кроме привычки души. И вполне

естественно, что сознание, живущее сначала только с чувственным

миром, привыкает считать единственно возможным тот образ своих

представлений, который слагается в работе над чувственным

миром. И это даже более, чем естественно -- это необходимо.

Душевная жизнь никогда не достигла бы своей внутренней

замкнутости, своей необходимой твердости, если бы в чувственном

мире она не развила такого сознания, которое в известном

отношении живет в застывших, строго принудительных для нее

представлениях. Благодаря всему, что может дать душе совместная

жизнь с чувственным миром, душа бывает потом в состоянии

вступить в элементарный мир, не теряя в нем своей

самостоятельности, своего замкнутого в себе существа. Этого

укрепления, усиления душевной жизни необходимо достигнуть, дабы

при вступлении в элементарный мир душа не только обладала этой

самостоятельностью, как бессознательным качеством, но и могла

ясно удерживать ее в сознании. Если душа слишком слаба для

переживания элементарного мира, то при вступлении в него у нее

ускользает эта самостоятельность, подобно тому, как ускользает

мысль, слишком слабо запечатленная в душе, чтобы продолжать

жить как отчетливое воспоминание. В сущности, душа тогда вообще

не может вступить в сверхчувственный мир со своим сознанном.

При попытке ее вступить в сверхчувственный мир, существо,

которое живет в ней и которое может быть названо 'Стражем

порога', снова отбрасывает ее назад в чувственный мир. И если

при этом ей удается как бы отведать этого мира, то после своего

обратного погружения в чувственный мир у нее остается в

сознании кое-что из сверхчувственного мира; то подобная добыча

из другой области нередко вызывает у нее спутанность в

представлениях. Опасность впадения в подобную спутанность

совершенно устраняется, если обратить особое внимание на

соответствующее развитие здоровой силы суждения, как она может

быть выработана в чувственном мире. Благодаря такому укреплению

способности суждения, развивается