Раймонд Моуди

Жизнь после жизни

группе, состоящей

примерно из тридцати человек, по крайней мере один студент

обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный

случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких

людей или перенес сам.

С того момента, как я начал интересоваться этим вопросом,

меня поражало это огромное сходство ощущений, несмотря на то,

что они были получены от людей, весьма различных по своим

религиозным взглядам, социальному положению и образованию. К

тому времени, как я поступил в медицинскую школу, я собрал уже

значительное число таких случаев. Я стал упоминать о проводимом

мной неофициальном исследовании в разговорах с некоторыми из

моих знакомых медиков. Как-то раз один из моих друзей уговорил

меня сделать доклад перед медицинской аудиторией. Затем

последовали другие предложения публичных выступлений. И снова я

обнаружил, что после каждого выступления кто-нибудь подходил ко

мне, чтобы рассказать об известном ему самому опыте такого

рода.

По мере того, как о моих интересах становилось все более

известно, врачи стали сообщать мне о больных, которых они

реанимировали и которые рассказали мне о своих необычных

ощущениях. После того, как появились газетные статьи о моих

исследованиях, многие люди стали присылать мне письма с

подробными рассказами о подобных случаях.

В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда

эти явления имели место. Случаи, которые я изучил, могут быть

разделены на три четкие категории:

1. Опыт людей, которых врачи считали или объявили

клинически мертвыми и которые были реанимированы,

2. Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного

ранения или болезни были очень близки к состоянию физической

смерти,

3. Ощущения людей, которые находились при смерти и

рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Из

большого количества фактического материала представленного

этими 150 случаями, естественно был произведен отбор. С одной

стороны, он был преднамеренным. Так, например, хотя рассказы,

относящиеся к третьей категории дополняют и хорошо согласуются

с рассказами двух первых категорий, я как правило не


рассматривал их по двум причинам. Во-первых, это могло снизить число

случаев до уровня, более пригодного для всестороннего анализа и,

во-вторых позволило бы мне по возможности придерживаться лишь сообщений

из первых уст. Таким образом, я опросил очень подробно 50 человек, опыт

которых я могу использовать. Из них случаи первого типа (те, в которых

имела место клиническая смерть) значительно более богаты событиями, чем

случаи второго типа (в которых произошло лишь приближение к смерти).

Действительно, во время моих публичных лекций на эту тему,

случаи 'смерти' всегда вызвали значительно больший интерес.

Некоторые сообщения, появившиеся в печати, были написаны таким

образом, что можно было подумать, будто я имел дело лишь со

случаями такого рода.

Однако, при подборе случаев, которые должны были быть

представлены в этой книге, я избегал искушения останавливаться

только лишь на тех случаях, в которых имела место 'смерть',

потому что, как будет видно дальше, случаи второго типа не

отличаются; а скорее образуют единое целое со случаями первого

типа. Кроме того, хотя предсмертный опыт сам по себе сходен, но

в то же время, как обстоятельства, сопутствующие ему, так и

люди, описывающие его, очень разнятся. В связи с этим, я

попытался дать выборку случаев адекватно отражающих эту

вариабильность. Опираясь на эти предпосылки, давайте теперь

обратимся к рассмотрению тех событий, которые, насколько мне

удалось установить, могут происходить, когда человек умирает.


ОПЫТ УМИРАНИЯ


Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных

с близким знакомством со смертью, а также типов людей,

переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о

самих событиях в этот момент имеется поразительное