Раймонд Моуди

Жизнь после жизни

/>

такого человека это уже не абстрактная возможность, а факт из

его собственного опыта.

Давайте рассмотрим концепцию 'аннигиляции', которую мы

обсуждали в самом начале книги. Согласно этой концепции смерть

представляется в виде 'засыпания' либо 'забывания'. Люди

пережившие 'смерть 'решительно отвергают такое сравнение. Они

предлагают аналогии, согласно которым смерть есть переход из

одного состояния в другое, или выход сознания на более высокий

уровень бытия. Одна женщина, которая видела своих родных,

явившихся встретить ее во время ее 'смерти', сравнивает смерть

с 'возвращением домой'. Другие говорят, что смерть подобна

какому-то приятному событию, например, пробуждению, окончанию

школы или освобождению из тюрьмы.

1. 'Некоторые говорят, что мы не употребляем слова

'смерть' потому, что мы всегда стремимся избежать ее. Что

касается меня, то это совершенно неверно. Я думаю, что если бы

вы пережили то же самое, что и я, то вы бы сердцем знали, что

нет другой такой же прекрасной вещи как смерть. Вы просто

переходите из одного состояния в другое, как, скажем, из школы

в колледж'.

2. 'Жизнь подобна тюремному заключению. Но в этом

состоянии мы просто не понимаем, какой тюрьмой является для нас

наше тело. Смерть подобна освобождению, выходу из тюрьмы. Это

пожалуй самое лучшее с чем я мог бы ее сравнить'.

Даже те люди, которые придерживались до этого тех или иных

традиционных взглядов на природу посмертного существования,

после своего столкновения со смертью в каком-то смысле начинают

к этому относиться по-другому. Я не встретил ни одного

человека, который в своем рассказе описывал распространенную

мифологическую картину посмертного бытия. Ни


один не упоминал о небесах, изображаемых на карикатурах, с жемчужными

вратами, улицами, вымощенными золотом, и крылатыми ангелами, играющими

на арфах. Так же ничего не говорилось об адском пламени и чертях с

вилами.

Так что в большинстве случаев модель посмертной награды -

наказания отсутствовала или отвергалась даже теми, кто до этого

обычно думал в рамках таких понятий. К своему великому

изумлению они обнаруживали, что даже тогда, когда в присутствии

светящегося существа демонстрировались их несомненно ужасные и

грешные поступки, они не чувствовали с его стороны никакой

ярости или гнева, а только одно понимание и даже юмор.

Одна женщина рассказывает, что во время этого 'фильма' о

ее жизни в присутствии светящегося существа, она видела

несколько сцен, во время которых она не проявила любви, а один

лишь эгоизм. Тем не менее, она говорит: 'Его (т. е. света)

отношение к этим эпизодам, когда мы дошли до них, просто

сводилось к тому, что те события были для меня уроком'.

Вместо упомянутой нами старой модели многие как-будто

приходят к новой модели, к новому пониманию существа

потустороннего мира. Согласно этому новому взгляду, тот мир

есть не односторонний суд, а, скорее, совместное развитие в

направлении максимального самораскрытия, самореализации.

Развитие души, особенно в отношении духовных способностей к

любви и познанию, не прекращается со смертью тела. Напротив,

оно продолжается и по другую сторону нашего бытия, возможно

вечно или, во всяком случае, в течение какого-то периода,

причем с такой углубленностью, о которой мы можем только

догадываться, 'как бы сквозь тусклое стекло'. (1 Кор. 13, 12).


ПОДТВЕРЖДЕНИЯ


Естественно возникает вопрос, - имеются ли какие-либо

другие свидетельства, независимые от описаний, даваемых людьми,

пережившими смерть, которые подтверждали бы реальность того,

что мы называем опытом смерти. Многие люди сообщают о том, что

когда они были вне своего тела, они видели события,

совершающиеся в физическом мире.

Подтверждаются ли какие-нибудь из этих сообщений другими

свидетелями, в отношении которых известно, что они

присутствовали рядом.