Раймонд Моуди

Жизнь после жизни

и

полностью разрушается. Эта постоянно существующая часть

получила много названий - психика, душа, разум, 'я', сущность,

сознание. Но как бы она не называлась, представление о том, что

человек переходит в какой-то иной мир после физической смерти,

является одним из наиболее древних человеческих верований. На

территории Турции, например, были обнаружены захоронения

неандертальцев, насчитывающие около 100 000 лет. Найденные там

окаменевшие отпечатки позволили археологам установить, что эти

древние люди погребали своих умерших на ложе из цветов. Это

позволяет предполагать, что они относились к смерти как к

празнованию перехода умершего из этого мира в другой.

Действительно, с самых древних времен захоронения во всех

странах мира свидетельствует о вере в продолжение существования

человека после смерти его тела.

Таким образом, мы имеем дело с противостоящими друг другу

ответами на наш первоначальный вопрос о природе смерти. Оба они

имеют очень древнее происхождение и тем не менее оба широко

распространены и по сей день. Одни говорят, что смерть это

исчезновение сознания, другие же утверждают, с такой же

уверенностью, что смерть есть переход души или разума в другое

измерение реальности. В повествовании, которое приводится ниже,

я ни в какой мере не стремлюсь отвергнуть какой-либо из этих

ответов. Я просто хочу привести отчет об исследовании,

проведенном лично мною.

За последние несколько лет я встретился с большим числом

людей, которые претерпели то, что я буду называть 'предсмертным

опытом'. Я находил их разными путями. Сначала это произошло

случайно. В 1965 году, когда я был студентом - дипломником по

курсу философии в университете штата Вирджиния, я встретил

человека который был профессором психиатрии в Медицинской

школе. Меня с самого начала поразили его доброжелательность,

теплота и юмор. Я был очень удивлен, когда позднее узнал о нем

интересные подробности, а именно, что он был мертв, и не один

раз, а дважды, с интервалом в 10 минут, и что он рассказывал

совершенно фантастические вещи о том, что с ним происходило в

это время. Позже я слышал, как он рассказывал свою историю

небольшой группе студентов. В то время это произвело на меня

очень большое впечатление, но поскольку я не имел еще

достаточного опыта, чтобы оценивать подобные случаи, я 'отложил

его подальше' как в своей памяти, так и в виде перепечатанного

конспекта его рассказа.


Несколько лет спустя, после того, как я получил степень

доктора философии, я преподавал в университете штата Северная

Каролина. В ходе одного из курсов мои студенты должны были

прочесть 'Федон' Платона, труд, в котором в числе других

вопросов обсуждается также проблема бессмертия. В своей лекции

я сделал акцент на других положениях Платона, предсталенных в

этой работе и не стал останавливаться на обсуждении вопроса

жизни после смерти. В один из дней после занятий ко мне подошел

студент и спросил нельзя ли ему обсудить со мной вопрос о

бессмертии. Его интересовала эта проблема потому, что его

бабушка 'умирала' во время операции и рассказывала потом об

очень интересных впечатлениях. Я попросил его рассказать об

этом и, к моему величайшему изумлению , он описал те же самые

события, о которых я слышал от нашего профессора психиатрии за

несколько лет до этого.

С этого времени мои поиски подобных случаев стали более

активными и я начал в моих курсах философии читать лекции по

проблеме жизни человека после смерти. Однако, я соблюдал

осторожность и осторожность и не упоминал эти два случая

переживания опыта смерти в моих лекциях. Я решил подождать и

посмотреть. Если такие рассказы не просто случайность,

предположил я, то, возможно, я узнаю больше, если просто

подниму в общей форме вопрос о бессмертии на философских

семинарах, проявив сочувственное отношение к этой теме. К моему

изумлению, я обнаружил, что почти в каждой