Израэль Регардье

Древо жизни ГЛАВА СЕДЬМАЯ

книге «Духовные упражнения»

---------------------

«Духовные упражнения св. Игнатия», перевод Энтони Моттола, Image Books, 1964.

Лойола советует своим ученикам пережить в сфере воображения все события внешней исторической жизни своего Высшего Учителя, Иисуса Христа. Таким путем они усилят свое воображение настолько, что не просто увидят, но и почувствуют на ощупь, на вкус и запах давно ставшие невидимыми предметы, переживут давно свершившиеся и ушедшие во мглу веков события, которые полностью пережил их возродившийся Господь. Святой Игнатий хочет, чтобы воображение его учеников достигало высшей степени экзальтации. Если происходит процесс медитации над каким-то событием, связанным с религией или верой, Лойола стремится, чтобы ученик воссоздавал в своем воображении решительно все и с большой точностью, включая вид местности; он требует, чтобы ученик не просто видел все своими глазами, а чтобы он пощупал все своими пальцами. Если в воображении ученика предстает ад, Лойола заставляет учеников плыть в кромешной, пугающей темноте, густой, как смола, пробовать на язык кипящую серу, прикасаться к раскаленным добела камням. Ноздри ученика наполняет страшная вонь паленого мяса, перед глазами плывут картины ужасающих мучений, уши глохнут от стонов и криков истязаемых грешников. Лойола заставлял своих учеников воссоздавать сцены распятия Христа на Голгофе, прославление Его, увенчанного терновым венцом, на кресте, искупление Им грехов человеческих, видеть небеса в Его глазах, замутненных болью, слышать Его призыв к Отцу Небесному. Лойола заставлял учеников переживать удивление, вызванное воскресением Христа, видеть и восторгаться чудесами, творимыми Им. И все эти упражнения ученики проделывали с единственной целью — до совершенства развить воображение.

Франц Хартман

---------------------------

Франц Хартман (1839—1912) — врач, родился в Германии, теософ и оккультист. Среди его работ: «Magic White and Black» («Магия белая и черная»), «The Life of Paracelsus» («Жизнь Парацельса») и «Occult Science and Medicine» («Оккультная наука и медицина»).

несколько лет назад писал о том предмете, который мы сейчас рассматриваем, что «упражнения, которые Лойола предлагал постоянно проделывать своим ученикам, были нацелены на развитие душевных качеств, а особенно же Воли и Воображения. Ученик был обязан сконцентрировать ум на жизненном пути Иисуса из Назарета так, как он приводится в Библии — от его рождения до крестных мук и смерти, переживать все события, словно они являются исторически доказанными фактами. Вначале ученики были всего лишь ментальными свидетелями, но постепенно, отрабатывая воображение, становились отчасти участниками событий; их чувства и ощущения достигали высшего состояния вибрации; но они не только делались пассивными свидетелями, но и начинали активно действовать в этих событиях, испытывая то радость, то страдания Христа, как если бы они сами были на его месте; и таковая идентификация себя с объектом, предметом воображения, может достичь высшей степени, когда на теле, в тех самых местах, куда вбивали гвозди, приколачивая Иисуса к кресту, начинают появляться стигматы, кровоточащие раны».

Теперь, хотя теургу и не нужно стремиться в своей практической деятельности к получению того же эффекта, о котором говорит Хартман, тем не менее можно с уверенностью сказать, что вышеописанный метод определенно можно использовать для стимулирования творческого дара, особенно тем, кому его существенно недостает. Настойчивость и регулярные повторяющиеся занятия помогут любому заинтересованному читателю обрести неукротимую волю, приучить разум к длительной концентрации, но прежде всего развить воображение, ибо только оно является апофеозом творчества. В случае если кто-то по каким-либо, в том числе и религиозным, причинам не желает в точности копировать обстоятельства, предлагаемые святым Игнатием, то вполне допустимо использование любых, более подходящих для практикующего примеров. Любой человек вполне может разработать собственный комплекс упражнений.

К примеру, можно представить, что вы находитесь на берегу бурлящего Ниагарского водопада, вы создаете перед глазами образ его истока, реку вверху, вполне мирную, с тихо журчащей водой. Она мирно течет по равнине. Однако, постепенно приближаясь к месту падения, вода ее становится все более шумной, дикой и неукротимой. И наконец, вода со страшным ревом низвергается, ударяясь о камни, образуя множество потоков, которые устремляются вниз, унося с собой камни и грязь. Каскады воды с брызгами разбиваются