Илья Беляев

Острие Кунты (Часть 2)

Такое

слияние вовсе не означает пассивности или неподвижного сидения, но, скорее,

- растворение в действии. Этот метод напоминает серфинг. Дождавшись волны,

нужно удержаться на ней; если сорвался, ждешь следующей. Я назвал эту

психотехнику слияние с происходящим.

На самом деле, нет никаких двух противостоящих друг другу воль.

Существует лишь одна Воля, управляющая всем, и наша собственная воля так же

неотличима от нее, как гребешок волны от океана. Но увидеть и снять это

различие очень сложно, что становится ясно лишь тогда, когда пытаешься это

сделать. Успешная реализация этой практики - такое состояние, когда все

происходящее становится тебе желанно, а желаемое происходит само собой, безо

всяких усилий с твоей стороны.

Вариантом этой садханы является отдача себя Шакти, когда акцент

делается на внутренней работе с энергией. Практикующий сначала призывает

поток энергии, а потом полностью растворяется в нем, позволяя пране течь

так, как она хочет. Медитирующий должен полностью доверить себя

энергетическому потоку и пребывать в уверенности, что Шакти гораздо лучше

его знает, что и как нужно делать. Это превосходный способ, но главной

проблемой здесь является наличие потока. Активные формы медитации,

получившие наибольшее распространение в Индии, Древнем Египте и Южной

Америке, имеют своим главным недостатком усиление чувства эго, или

отдельности, возникающего за счет роста личной силы. Ощущение собственной

важности и значимости, упоение своей силой и могуществом являются

непреодолимыми препятствиями на пути дальнейшего продвижения. Не меньшей

преградой, впрочем, бывает переживание собственного ничтожества и бессилия.

Что хуже - сказать трудно.

Что касается пассивных видов медитации, то они приступают к разрушению

чувства 'я', или эго, с самого начала. Это буддийский и даосский подходы.

Пассивная медитация также основывается на отдаче и смирении, но, в отличие

от смирения в действии, это - смирение в бездействии. И то и другое

одинаково сложно. Главные проблемы смирения в бездействии - развитие лени и

безответственности. Успешная реализация этой практики - состояние

переживания иллюзорности собственного 'я' и видение мира в его безличностном

аспекте.

Существуют и более изощренные внутренние тактики совмещения активного и

пассивного принципов, а также выход за их пределы, когда, как и что ты

делаешь, вообще перестает иметь значение. Последний подход граничит с

безумием и не может быть рекомендован в начале садханы.

Гораздо безопаснее работа с внутренним учителем. В каждом из нас

существует нечто, всегда знающее, что и как нужно делать, - внутренний

учитель, живущий в сердце. Голос его тих, но если внимательно прислушаться,

он всегда слышен. Сложность в том, чтобы отделить этот голос от собственных

мыслей и желаний, то есть научиться его слышать и следовать услышанному.

Ключ к этой практике - переживание учителя в сердце, а не в голове.

Сложность этой техники - в рассеянности внимания, забывчивости и

недостаточной силе воли для следования внутреннему голосу. Кроме того, эта

садхана дуалистическая, не снимающая, во всяком случае в начале,

двойственности между 'им' и мной'. Зато, как уже было сказано, она вполне

безопасна.

Существует иной способ внутренней работы, направленный на выявление

Неизменного в нас. Поскольку и внутри, и снаружи все находится в непрерывном

потоке перемен, нам порой кажется, что ухватиться не за что, что все

постоянно ускользает, стоит лишь к нему прикоснуться. Но в глубине нашего

сознания есть то, что не изменяется никогда. Оно было точно таким же до

нашего рождения и останется неизменным после смерти. Эта неуловимая

константа присутствует и сейчас. Она не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха;

о ней нельзя ничего помыслить, ее невозможно ощутить. Неизменное не

находится ни внутри, ни вне нас, ни наверху, ни внизу, и тем не менее, оно

существует. Неизменное в нас неуничтожимо. Нашедший его преодолевает

пространство и время и более не подвержен ни тлению, ни смерти. Техника

заключается в непрерывном сосредоточении сознания на Неизменном, обнаружении

и осознании его как основы своего бытия.

Рассеянность внимания - общее препятствие во всех перечисленных

психотехниках.