Семира и В.Веташ

Астрология и мифология

и в современных его магических проявлениях (например, любви к камням, кристаллическая решетка которых хранит информацию и способствует концентрации.).

Сам древний первопредок как хранитель рода у славян назывался Чур или Пращур ('предок'), и сохранившееся в детских играх восклицание 'Чур меня!' означало призыв к предку с просьбой о помощи. 'Чураться' значит отвергать чужое и следовать своему. А 'чересчур' -- означает через черту того закона, который установлен предками. Слово 'черта' имеет общее происхождение с именем предка, как и слова 'череп', 'чрево', 'черпать' и 'черт' (они восходят к индоевропейскому skert -- 'резать'). Черт, таким образом, ушел недалеко от домового по своему изначальному образу духа своего куска земли.

В развитой мифологии поклонение Первопредку как таковому нередко остается в глубоком прошлом: если бог Неба отделен от людей пространством, то первопредок -- временем. Так зулусы говорят про своего предка, древнего старика Ункулункулу: 'Мы знаем, что нас сотворил Ункулункулу, но ничего не просим у него и не поклоняемся ему в болезни. Мы поклоняемся тем, которых мы видели собственными глазами, которые жили и умерли среди нас... Ункулункулу теперь не имеет сына, который бы мог почитать его: нельзя вернуться к самому началу.' В отличие от имен других богов, имя Ункулункулу не находится под запретом и считается не имеющим силы, служа игрушкой для детей.

Первопредка, как умершего родственника, довольно быстро постигает забвение. И здесь есть три пути развития образа. Один -- отождествление предка с небесными, природными богами. В этом случае, подобно богу Неба, прародители нередко мыслятся ушедшими на недосягаемую высоту, за грань земной реальности. Сближение с богами отдаляет их от людей, лишая их магии непосредственного влияния на нужды потомков и распространяя их власть главным образом на жизнь после смерти. Так у индейцев бассейна Миссисипи первый человек взошел на Небо и производит там гром. А прадед Тамои, прародитель племени гуарани, научив людей обрабатывать землю, ушел на восток, хотя обещал приютить после их смерти в небесных охотничьих угодьях.

Второй путь -- это присваивание прародителю всех тех навыков, которые унаследовало от предков человечество. Планета Сатурн создает ощущение повтора событий и связана с выработкой привычек, которые становятся основой развития дальнейших навыков, обычаев и науки, как родственны и сами эти слова. В языке слова со значением привычки, обычая и закона, нередко связаны с образом сатурнианским образом времени: арабские слова 'adad ('вечность') и zaman ('время') соотносятся с 'adab ('обычай предков, закон') и mazan ('обычай, привычка'); еврейское 'ad ('вечность, повторение, круговорот времен') -- с 'a:d-at ('привычка, обычай'). С развитием культуры на этом ставится все больший акцент, и образ первопредка трансформируется в образ культурного героя. Роль прародителя для него остается вспомогательной, хотя и необходимой: полученные знания надо кому-то передать. /Мы вернемся к этому образу в архетипе Весов и Близнецов./

Поклонение предкам не как богам, а как умершим культурным героям, давшим людям определенные навыки, оказывается очень стойким. Так еще в прошлом веке китайский император приносил жертвы духу Конфуция, создателя морального закона Китая. Разновидность такой религии сегодня являет почитание великих людей и детальная разработка судеб известных исторических личностей в литературе и искусстве.

В обоих случаях первопредки существенно трансформируют свой изначальный облик хранителей земли и рода и становятся выразителями идей иного архетипа. Исконно сатурнианскую роль продолжают исполнять лишь наиболее близкие к человеку конкретные божества каждого рода и каждой местности. По сравнению с единым первопредком человеческого рода они оказываются в более низком статусе духов, будучи актуальными для небольшой группы людей. Они не получают места в пантеоне богов. Но это не уменьшает веру в них. Так индусы до последнего времени считали необходимым иметь сына или приемного ребенка, который приносил бы им жертвы их духам после их смерти. И поклонение христианским святым в определенные дни (святцы) тоже ведет начало от почитания душ умерших предков.

В Японии духи-покровители своего рода и местности называются удзигами ('божества рода'), и каждый из них контролирует свою территорию. Китайские божества местности -- это ту-ди ('боги земли'), охраняющие все ее строения и ее жителей. Римляне почитали души предков манов (от слова 'человек', тот же корень в словах