Семира и В.Веташ

Астрология и мифология

и не стремится к результату. Но вот среди стихии выделяется мир твердой субстанции, имеющий начало и конец. Ограниченный мир ассоциируется с Землей. Этот мир устойчив: он определен жесткими законами, которые его сохраняют. Это законы времени и судьбы, символизируемые в астрологии планетой Сатурн.

Основное понятие Сатурна -- ограничение. Нас не удивляет, что в индийской мифологии мы находим богиню Адити -- 'безграничность', но значимо, что там обожествляется и противоположное понятие -- 'ограниченность' в образе богини Дити! Если Адити -- мать светлых дэвов-богов, то Дити -- родоначальница асуров-демонов, изначально носителей жизненной силы. Уран и дэвы олицетворяют собой рассредоточение энергии, Сатурн и асуры -- ее сублимацию, которая и ведет к результату творения.

Подобно тому, как слово 'творить' родствено словам 'твердь' и 'твердо', истинное творение должно утвердить свою прочность и надежность: только тогда оно будет существовать. Мать-Земля наследует от Хаоса ту хтоническую мощь, которой оказывается лишенным Отец-Небо и которую она передает своим потомкам. Это греческая Гея ('земля'), родившаяся вслед за Хаосом и дающая неиссякаемые силы своему сыну-Антею; шумерская Ки ('земля'), супруга Неба-Ана, рожденного вместе с ней первозданным морем; индийская Махи ('большая') и Притхиви ('широкая'), несущая на себе тяжесть гор, поддерживающая деревья и от семени своего мужа-Дьяуса производящая все живое; иранская Спандармат, супруга бога Неба, хранящая в себе корни растений и полезные ископаемые. В честь Геи назван астероид Gaea, который в гороскопе может символизировать нашу планету и обозначать практическое, хотя и достаточно глобальное, представление человека о земной реальности и ее материальных основах.

Земля, как надежная жена Неба, поддерживает и гарантирует прочность мироздания, которое начал созидать ее супруг. Ту же идею являют собой все другие персонажи сатурнианского архетипа, наиболее известный из которых -- титан Атлант, держащий небосвод на своих по-земному могучих плечах, именем которого назван один из небесных спутников планеты Сатурн. Образ атланта существовал и у других народов: мексиканский бог Питао-шоо держит Землю на своих плечах, и когда он шевелится, возникают землетрясения. Бог индейцев чибча, Чибчакум, колеблет Землю, перекладывая ее с одного плеча на другое. На своем распростертом теле держит острова полинезийский первопредок Мауи, у которого внук похитил огонь, победив старика в бою и оставив лежать под землей: если он ворочается во сне, желая принять более удобную позу, может произойти извержение вулкана. Подобен ему скандинавский огненный великан Сурт ('черный'), олицетворяющий собой мощь огнедышащей горы. Черный цвет земли -- символ Сатурна.

Земля связана с идеей центра и основания Вселенной. В центре мира живет семитский демиург и первопредок -- Илу/Эл ('могучий, сильный'), имя которого потом стало нарицательным обозначением бога. У китайцев с понятием центра связывалась сама стихия земли, олицетворяемая планетой Сатурн. Были у древних и совсем конкретные образы фундамента Вселенной. Представления о необходимости прочного основания мироздания живописуют всем известные образы черепахи (т.е. камня), кита (острова) или слона (горы), на которых покоится Земля, отождествляемая со всем обитаемым миром. Вероятно, по этой аналогии в индийском Зодиаке со знаком Козерога иногда соотносится слон Ганеша. Горами часто ограничивалась видимая территория; горы отделяли свою страну от чужеземной, поэтому гора мыслилась границей мира: так арабское слово dabr означает 'гора' и 'граница', еврейское gabal ('гора') родственно gebul ('межа, предел' и 'ограничивать').

Центр мира мог представляться горой, как индийская гора Меру, и рудимент такого образа центра мира мы находим по всей Земле в культе гор: так, индусы обожествляли Гималаи, греки -- Олимп, армяне -- Арарат, а японцы -- Фудзияму. Согласно легенде, эта гора образовалась в одну ночь, что находит параллели в мифах многих народов о появлении горы или острова из воды как начале творения мира. Кавказское предание говорит: 'Вначале весь мир был покрыт водой. Великий бог-творец обитал в скале.'

Иногда средоточие Вселенной символизирует просто камень: как греческий пуп Земли омфал, хранящийся в Дельфийском храме. Омфал олицетворял камень, проглоченный Сатурном вместо младенца Зевса и ставший основанием упрочившегося мира богов. Священный камень Кааба в Мекке, который мусульмане связывают с концом света, также мыслится центром Земли, ее основанием и началом.