Семира и В.Веташ

Астрология и мифология

бога урожая О-Тоси, которое одновременно переводится и как 'год', и как 'жатва', или образ бога времени и земли Татенена. Само слово 'год' восходит к индоевропейскому ghed -- 'чтить', и это показывает нам, что понятие времени было священным. Родственны ему слова 'пригожий' и 'годный' (то есть достойный почитания -- правда, в сатурнианском, утилитарном смысле), а также 'ждать', имеющее значение привязки к временному этапу (подобно тому, как и 'час' связано с 'чаять'). От того же корня происходят и 'гадать': гадание -- определение времени наперед -- неслучайно издревле приурочивалось к годовым вехам: откуда идет традиция рождественского гадания. В России существовал обычай наблюдать за событиями первых двенадцати дней года: считалось, что они будут соотвествовать двенадцати месяцам нового года.

Любому астрологу это напомнит метод прогрессий, применяемый для прогноза, и к этому можно добавить, что покровительницей астрологии традиционно считалась планета времени Сатурн, и само слово 'гороскоп' переводится как 'наблюдаю за временем'. Второй корень этого слова '-скоп' восходит к и.е. skeuh и ностратическому c'uha ('смотреть'), от которого происходит и русское слово 'чуять'. И работа астролога -- не только следить за небесными событиями, но чуять, чувствовать вехи времени, ждать и чтить их, ощущать их закономерный ход, что и дает возможность предугадывать будущее.

Связь понятий времени, земледелия и закона отражают греческие богини времен года и одновременно хранительницы справедливости оры/горы -- дословно 'часы', название которых происходит от horos -- 'время'. Это Евномия ('благозаконие'), Дике ('справедливость') и Ирена ('мир'), которые почитаются дочерьми Зевса и богини закона Фемиды, сестрами мойр, прядущих нити времени, и харит, обустраивающих мир согласно принципу красоты. Оры обозначали при этом разные фазы природного процесса созревания плода. Таким образом, оры воплощали действующие в природе силы и одновременно время действия этих сил: связь этих двух параметров и символизирует понятие закона, соединяющего качественные параметры (пространственные) с количественными (временнными).

Построение мирового порядка согласно закону времени более подробно будет рассмотрено в следующем знаке стихии земли -- Деве. Стихия земли в астрологии символизирует практическую деятельность и материальное воплощение. Уточняя роль знаков земли как устроителей этого видимого и прочного мира материи, мы можем сопоставить Деве следящих за развитием существования ор, а Тельцу -- созидающих его совершенство харит, оставляя знаку Козерога лишь первичную определенность и ограничение существования в образе мойр.

Боги времени и судьбы порой связаны с плодородием: например, 'отец лет' и первопредок Илу, как бог плодородия, даже именуется быком. Но, в отличие от божеств мифологемы Нептуна, для основателей устойчивого порядка вещей это понятие прочно ассоциируется с земледелием: так, Энки, связанный с плодородием как хозяин земных и подземных вод, создал зерно и изобрел плуг. Энки и его жена Нинхурсаг ('владычица лесистой горы'), порождающая растения, связаны с представлением об острове вечного счастья и блаженным временем золотого века, что также характерно для древних богов, закладывающих начала материального существования.

По одной из греческих легенд, Кронос, примирившись с Зевсом, не остался в Тартаре, но правил на островах блаженных, и его правление было во всех отношениях счастливым и благодатным временем. Основной чертой золотого века была сатурнианская неизменность: мир воссоздавал сам себя таким, каким создал его творец. Это был образ стабильного земного мира, который полностью подчинялся незыблемому закону предопределения, а потому существовал в гармонии с природой и самим собой, не подверженный переменам разрушения и смерти. Он был лишен неожиданных бедствий -- но, конечно, и развития. Гесиод описывает его так:

'Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела... А умирали

Словно объятые сном...Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли...'

С золотым веком связан и Сатурн, земледельческий бог древних римлян, имя которого можно перевести как 'сеятель'. И 17 декабря, в то время, когда семя спит, готовое к посеву, римляне, чтобы оно не погибло, устраивали праздник в честь Сатурна. Это был карнавал, доживший до наших дней в виде новогодних праздников маскарада. Во время римских сатурналий и греческих кроний слуги и господа менялись