Семира и В.Веташ

Астрология и мифология

пугать современного человека как что-то темное и тайное, вызванное хищными инстинктами наших предков: в данном случае их подвел их интеллект. Впоследствии человек нашел возможным поддерживать ресурсы материального мира другими способами, хотя до сих пор не обрел уверенности в завтрашнем дне: чтобы жизнь не замерла, бог упорядоченного мира требует жертв.

Сатурн не дает быть беспечным, он призывает к ответственности. В гороскопе об этом может напоминать астероид Дамокл. Царь временно оставил Дамоклу (имя которого вероятно от греч. damazo: -- 'приучать к ярму') свой трон, но когда тот сел на него, то обнаружил, что над ним на тонкой нити висит меч -- как предостережение против его возможных проступков. Правда, сейчас выражение 'Дамоклов меч' мы связываем с неотвратимой опасностью, а не с карой за нарушение закона. И это соответствует тому, что образ Дамокла может напомнить об истории жертвоприношений и неизбежной смерти царя, временно усаживаемого на трон. Вероятно, Дамокл некогда был такой жертвой. Это значение образа сохранилось в языке, хотя легенда придала ему более позднее, нравственное значение.

О воздаянии повествуют и другие греческие легенды, в которых первоначально речь шла о жертвоприношении: легенда о Ликаоне, который принес богам в жертву мальчика, за что Зевс покарал его, умертвив его сыновей; или Поликсене, косвенно виновной в смерти Ахилла во время Троянской войны. Поликсена была взята греками в плен, и тень Ахилла потребовала принести ее в жертву, что напоминает об обычае приносить в жертву пленников. Сначала для жертвоприношения не требовалось объяснений, но поздние легенды ищут причину ритуального убийства и объясняют его нарушением морального закона. Мифы о воздаянии отражают осмысление новых, высоких и идеальных законов нравственности -- хотя сами они построены еще на прежнем утилитарно-практическом принципе 'дашь на дашь'. Есть астероиды Lykaon и Polyxena: первый может указывать на консервативное исполнение отживших традиций, второй -- на их жертву.

Упрямое проведение линии возмездия может также символизировать астероид Прокна: жена, накормившая мужа мясом их сына, чтобы отомстить тому за прелюбодеяние с ее сестрой. Изначальный смысл такого поступка был опять же в жертве, но муж разгневался, и Зевс не допустил дальнейшей кровавой развязки этой истории, превратив в птиц всех еще живых участников трагедии. Нравственный закон учит оставить правосудие не земле, а небесам. Но беря судьбу в свои руки, человек нередко берет на себя и роль судьи, подобно Прокне (это характерно для Козерогов, что и делает этот знак таким страшным). Суд в глубине своей связан с сатурнианским принципом выживания: причиной той или иной оценки являются наши практические земные проблемы, хотя мы это не всегда осознаем. Наш суд, направленный на фокус нашей цели, не может не быть слишком узким. И сам принцип возмездия является данью законам прошлого: даже когда он предстает в таком высоком понятии, как карма.

Образ воздаяния призывает нас к ответственности и самостоятельности, но делает это консервативно: предполагая, что люди будут стремится к высшему из-под палки, он лишает их свободы выбора. Гораздо лучше, когда человек исполняет свой долг без внешних стимулов: когда его ведет цель. Правда, был ли выбор у человечества? Ради самой идеи выживания, чтобы преодолеть земное ограничение смерти, оно стало мыслить необходимым вмешательство небес. Утилитарное жертвоприношение неизбежно должно было перерасти в религиозный ритуал, получив высокий смысл идеи, зафиксированной как цель: цель стремления ко все более совершенному решению проблемы сохранения жизни. Сейчас человек может сказать: я никому ничего не должен и стремлюсь к тому, чего я хочу. Но если он оглянется на всю историю и осознает, что сделал за миллионы лет человеческий род, чтобы он сейчас был свободен! -- он почувствует неоплатный долг. Этот долг: перед всеми, кто был когда-либо погребен в земле,-- не дает усомниться в том, что у любого человека есть карма и что победа над смертью -- это его прямая и непосредственная, главная человеческая цель.

С жертвой связан еще один поздний козероговский образ -- понятие козла отпущения. В Азии, Африке и на Ближнем Востоке, в Израиле, Греции и Риме на это животное ритуально навешивались все грехи -- память о прошлых тяготах и сомнения в будущем благополучии -- и потом его прогоняли в лес, за пределы селения. Причина выбора для такого ритуала именно козла -- в самостоятельности и независимом поведении этого животного (прогнать другое было